СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Палаткина Галина Владимировна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогических практик и сервисных индустрий, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, palatkinag68@mail.ru

Джуманов Роман Гайдаржанович  –  аспирант, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия,

УДК: 336:37.013.77

Статья посвящена теоретико-методологическому осмыслению сущности гражданской социализации молодежи в условиях современной образовательной среды. Раскрывается содержание понятия «гражданская социализация» как комплексного процесса включения личности в систему гражданских отношений, овладения социально одобряемыми нормами, ценностями и моделями поведения, обеспечивающими конструктивное взаимодействие с обществом. Научно обосновывается идея об образовательной среде, где гражданская социализация приобретает институциональную и целенаправленную форму, выступая как одно из приоритетных направлений воспитательной работы. Подчеркивается роль гражданской социализации в формировании у молодежи активной гражданской позиции, правосознания, ответственности, способности к социальному участию и самоорганизации. В статье анализируются модели отечественных и зарубежных подходов к эффективной гражданской социализации молодежи через реализацию социально значимых проектов, участие в волонтерской деятельности, школьном и студенческом самоуправлении, вовлечение в дискуссионные и рефлексивные практики. Учитывается роль различных институтов социализации, включая семью, образовательные учреждения и гражданское общество. Особое внимание уделено значимости формирования субъектной позиции молодежи и создания образовательной среды, открытой к диалогу, критическому мышлению и инициативе. Сделан вывод о необходимости интегративного подхода к организации гражданской социализации, сочетающего воспитательные ресурсы формального и неформального образования.

Ключевые слова: воспитание; гражданская социализация; молодежь; образовательная среда; социализация личности; гражданская активность; институты социализации; субъектность; социальное участие

Для цитирования: Палаткина Г. В., Джуманов Р. Г. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 2. С. 170–193.

Список литературы:

1. Испулова С. Н., Макаренко Е. А., Садовина Д. Е. Социальные проблемы студенческой молодежи // Социальная политика и социальное партнерство. 2024. Т. 19. № 2 (229). С. 114–131.

2. Муллер О. Ю. Гражданское воспитание как фактор социализации студентов // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2024. № 1. С. 77–83.

3. Халадов Х. А. С., Леонов В. В. Создание воспитывающей среды вуза в целях формирования гражданской идентичности молодежи // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2024. № 5 (188). С. 12–20.

4. Толкунов Н. Влияние ценностных ориентаций молодежи на трансформацию российского общества // Свободная мысль. 2024. № 4 (1706). С. 89–94.

5. Бажанов С. А. Роль государства в охране детства в информационном пространстве // Аграрное и земельное право. 2024. № 4 (232). С. 364–365.

6. Скопа В. А. Роль образования в развитии современной социокультурной ситуации // Вестник педагогических наук. 2023. № 5. С. 237–241.

7. Соловьева Н. В. Глобальные изменения в современном обществе и проблемные ситуации в образовании // Известия Российской академии образования. 2023. № 3 (63). С. 63–74.

8. Саржанова А. Н., Квасных Г. С. Воспитание социально-значимых качеств личности студентов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 179–182.

9. Шадрина Н. А. Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции студентов // Среднее профессиональное образование. 2017. № 9. С. 15–20.

10. Карпенко В. Л., Салимова Н. Р. Формирование модели гражданского воспитания в профессиональном образовании на основе аксиологического подхода // Современное педагогическое образование. 2023. № 10. С. 271–274.

11. Фурсов М. А. Формирование гражданской активности молодежи посредством участия в общественной жизни вуза // Гуманитарный научный журнал. 2015. № 2. С. 35–36.

12. Колесова Л. Н. Культурные коды и ценности как основа гражданского воспитания молодежи // Вестник МГПУ. Сер.: Педагогика и психология. 2021. № 2. С. 112–119.

13. Насибуллова Г. Р., Хузиахметов А. Н., Яруллин И. Ф. Педагогическое образование в современном обществе / под ред. д. п. н., профессора Т. М. Трегубовой: монография. Казань: ТРИ «Школа», 2016. 346 с.

14. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. 155 с.

15. Новиков А. М. Что такое обучение? // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. № 2. С. 4–9.

16. Чукин С. Г., Назаренко А. Ф. Понятие «развития», его роль в педагогической теории и практике // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. № 10 (200). С. 404–411.

17. Дьяков С. И., Добряк С. Ю., Кисин К. А. Взаимосвязь понятий «формирование» и «развитие» и их роль в педагогической теории и практике // Педагогический журнал. 2023. Т. 13. № 5А. С. 525–536.

18. Мангер Т. Э. Педагогические основы социализации личности как субъекта социокультурного общества // Вестник ТГУ. 2014. № 10 (138). С. 59–65.

19. Мудрик А. В. Подростково-юношеские общественные объединения как фактор социализации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2025. № 1 (98). С. 60–66.

20. Коленькова М. А. Особенности гражданской социализации студентов: анализ ценностных ориентаций // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-4. С. 128–129.

21. Антюшин С. С. Благая цель и честный труд придают смысл жизни человека // Фемида. Science. 2023. № 13. С. 8–17.

22. Крюкова М. В., Степанов С. В. Модели воспитания гражданской идентичности студентов: от традиции к интеграции // Вестник ТвГУ. Сер.: Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 22–30.

23. Сериков В. В. Образование как становление личности. М.: Логос, 1999. 216 с.

24. Андреев А. А. Гражданская социализация молодежи в контексте цифровой трансформации образования // Вестник МГПУ. Сер. «Педагогика и психология». 2022. № 1. С. 45–52.

25. Колесникова И. А. Гражданская социализация молодежи в системе современного образования // Вестник ТГПУ. 2014. № 7. С. 83–88.

Читать