Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мордасова Татьяна Александровна – кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры менеджмента, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, iset2006@mail.ru
Крюкова Екатерина Викторовна – кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры менеджмента, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, krukovae@mail.ru
Белякова Галина Владимировна – доктор филологических наук, доцент, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, gv_belyakova@list.ru
УДК: 373.1
Обоснована необходимость актуализации образовательного процесса в высшей школе с учетом особенностей современного рынка труда и ценностных запросов представителей поколения Z. Рассмотрены типологические характеристики зумеров, влияющие на обучение и последующее профессиональное развитие. Проанализированы система ожиданий поколения Z как трудового ресурса и установки работодателей при найме сотрудников-зумеров. Представлен обзор научных работ и практических исследований стратегий поведения и предпочтительных форм коммуникации представителей поколения Z. Акцентировано внимание на востребованности коммуникативной грамотности как важнейшей надпрофессиональной компетенции – soft skill, позволяющей выпускникам высшей школы адаптироваться на рабочем месте, выстраивать систему эффективных взаимоотношений с руководителем и коллегами, использовать современные технологии делового общения. На примере анализа рабочих программ бакалавриата по различным дисциплинам, направленным на формирование универсальной компетенции (УК-4), обоснованы целесообразность и преимущества выбора курса «Коммуникативный менеджмент». Сделан вывод о важности дальнейших исследований по формированию коммуникативной грамотности студентов с учетом поколенческой специфики.
Ключевые слова: поколение Z; зумеры; коммуникативная грамотность; рынок труда; работодатели; высшая школа; деловое общение; soft skills; hard skills; компетенции; трудоустройство; мотивационный профиль
Для цитирования: Мордасова Т. А., Крюкова Е. В., Белякова Г. В. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПОКОЛЕНИЯ Z В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 2. С. 145–169.
Список литературы:
- Шамис Е., Антипов А. Теория поколений. URL: https://www.psycho.ru/library/2581.
- Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z» // Современная аналитика образования. 2019. Вып. 22. № 1. С. 4–38; Ковин Е. А. Критический анализ теории поколений // StudNet. 2020. № 7. С. 93–99; Аузан А. А., Бахтигараева А. И., Брызгалин В. А. и др. Мифы и реальность о поколении зумеров [Презентация исследовательского отчета]. М.: Институт национальных проектов; ГК ЛАНИТ, 2022. 44 с.
- Борисова А. С. Актуализация педагогического подхода к профессиональному образованию в свете теории поколений (на примере молодых сотрудников сферы гостеприимства) // Вестник РМАТ. 2023. № 2. C. 104–115; Буханцов А. В. Методики работы с поколениями (X–Z) в организации // Вестник науки. 2023. Т. 1. № 5 (62). С. 10–16; Грошева Е. К., Чуприн А. Д. Отличительные черты и особенности поколения Z // Бизнес-образование в экономике знаний. 2021. № 3. С. 32–34; #ПоколениеY и #ПоколениеZ в поиске собственных мест под Солнцем. Обзор основных исследовательских выводов и гипотез об особенностях, ценностях и жизненных стратегиях молодежи: Фонд развития общественных связей «Петербургская политика», 2017. URL: https://fpp.spb.ru/sites/fpp.spb.ru/files/pokoleniya_xyz.pdf; Поколение Z на рынке труда. Исследование Hays. URL: https://inside-pr.ru/archives/10097.
- Федеральная служба государственной статистики, 2021. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force; Бутова С. В., Осипова И. В. Производительность труда в России и теория поколений // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 6 (38). С. 86–92.
- Минобрнауки считает, что почти 70 % выпускников вузов найдут работу в этом году. URL: https://tass.ru›obschestvo/20562663.
- Дашкова Е. С., Трубникова О. М., Хромов Н. И. Особенности трудовой мотивации работников поколения Z. Современная экономика: проблемы и решения. 2024. № 1. С. 59–70; Секерин В. Д., Горяинова А. И., Семенова В. В. Особенности трудовой мотивации сотрудников поколения Z // Вестник Государственного университета просвещения. Сер.: Экономика. 2022. № 4. С. 69–75; Шалыгина Н. Игреки и центениалы: новая ментальность российской молодежи // Власть. 2017. № 1. С. 164–167.
- Поколение Z на рынке труда. Исследование Hays. URL: https://inside-pr.ru/archives/10097
- Атаджанова Б. Т. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции будущего специалиста // Вестник науки и образования. 2019. № 19-2 (73). С. 47–49; Ахмедова Э. М., Витюгов М. А. Особенности формирования коммуникативной компетентности студентов в образовательной среде вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 84-1. С. 26–29; Васильева Е. Н., Щербаков А. В., Курагина М. Ф. Коммуникативные компетенции в структуре «soft skills» в рамках профессиональной подготовки студентов вуза // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15. № 1. C. 21–36; Грудистова Е. Г. К вопросу о развитии коммуникативных компетенций специалистов сервиса // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2021. Т. 8. № 3. С. 55–70. URL: http://rrbusiness.ru/journal/article/2497.
- Каверина О. Г., Щукина Н. Г. Соотношений понятий «коммуникативная грамотность», «общение», «коммуникация», «коммуникативная культура» в педагогическом аспекте // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2019. № 50. С. 14–19.
- Толстикова И. И., Игнатьева О. А., Кондратенко К. С., Плетнев А. В. Коммуникативные компетенции поколения Z и выбор формата обучения в контексте цифровизации // International Journal of Open Information Technologies. 2022. Vol. 10. No. 11. C. 60–69.
- Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета: коллективная монография / под науч. ред. д. п. н. И. Ю. Тархановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. 383 с.
- Большой академический словарь русского языка / Российская академия наук [РАН]. Институт лингвистических исследований; гл. ред. К. С. Горбачевич; науч. ред. А. С. Герд. Т. 8: Каюта – Кюрины / ред.: Л. И. Балахонова, А. А. Заяц, Н. В. Соловьев. М.: Наука, 2007. 840 с.
- Анопченко Т. Ю. и др. Коммуникационный менеджмент. Этика и культура управления. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 380 с.