Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Болозин Андрей Александрович – старший преподаватель кафедры педагогического образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, andrew-bolozin@mail.ru
Джангазиева Альбина Саламатовна – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры педагогических практик и сервисных индустрий, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, dalina_84@mail.ru
УДК: 378.796
Авторами рассмотрены научные подходы к определению значимости физической культуры для преподавателей высших учебных заведений. Проанализированы теоретические основы и практические аспекты влияния физического состояния педагога на эффективность образовательного процесса. Описаны результаты опроса сотрудников университета, которые подчеркнули важность и пользу физического саморазвития для современного преподавателя вуза. Определены барьеры, затрудняющие ведение активного образа жизни, и охарактеризованы предпочтительные для преподавателей виды физической активности. Особое внимание уделено разработанной авторами на основе анализа научных работ и опроса модели физического самосовершенствования, включающей комплекс различных мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья, повышение работоспособности и профессионального долголетия преподавателей. Описаны методические подходы к организации физической активности с учетом специфики педагогической деятельности в вузе. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных рекомендаций для организации системы физического самосовершенствования преподавателей высших учебных заведений. Полученные результаты могут служить основой для дальнейшего изучения проблемы сохранения профессионального здоровья педагогических кадров высшей школы.
Ключевые слова: физическое самосовершенствование; преподаватель высшей школы; профессионально-личностное развитие; ценностные ориентации; физическая культура; саморазвитие; профессиональное становление; профессиональное здоровье; профессиональное долголетие
Для цитирования: Болозин А. А., Джангазиева А. С. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 2. С. 95–123.
Список литературы:
- Осипова С. И. Исследование содержания категории профессионально-личностного развития педагога // Современное педагогическое образование. 2022. № 1. С. 140–144.
- Кунаковская Л. А., Кривотулова Е. В., Арпентьева М. Р. Рефлексивное обучение и проблемы самосовершенствования преподавателя вуза // Russian Journal of the Humanities. 2023. Т. 23. № 3. С. 357–370.
- Грибова Н. Г. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию как основа успешной профессиональной самореализации преподавателя высшей школы // Педагогика и психология: теория и практика. 2022. № 3 (27). С. 5–12.
- Наумова Н. Н. Профессиональное здоровье педагогов // Международный журнал медицины и психологии. 2025. Т. 8. № 1. С. 199–204.
- Малофеева Г. А. Профессиональное здоровье педагога в современном образовательном процессе // Вестник науки. 2022. № 7 (52). Т. 3. С. 18–23.
- Абдурахманова М. А., Валиева П. В., Муталимова А. М. Ведущие метакачества современного преподавателя высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 265–268.
- Илькевич Т. Г., Илькевич Б. И., Афонина Г. С., Иванов Д. А. Оценка профессионального здоровья педагогов вуза // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2023. № 11 (225). С. 173–179.
- Шкарин В. В., Воробьев А. А., Аджиенко В. Л., Андрющенко Ф. А. Профессиональное долголетие – пути и способы достижения // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2022. Т. 19. № 2. С. 19–26.
- Давыдова С. С., Назирова А. А., Холостов А. А. Актуальность физического самосовершенствования в становлении будущего педагога // Наука-2020. № 4 (49). С. 179–182.
- Гуськова С. К., Козилова Л. В. Формирование речевого имиджа преподавателя вуза – как фундамент его профессионального успеха, саморазвития и самосовершенствования // Наука. Управление. Образование. РФ. 2023. № 1 (9). С. 57–63.
- Чижик П. И., Канаков Д. В., Макатов З. В. Ценностные основания и приоритеты профессиональной деятельности современного педагога высшей школы // Вестник КРСУ. 2023. Т. 23. № 2. С. 148–155.
- Ходякова Н. В. Профессионально-личностное развитие вузовского педагога: целевые ориентиры, фазы и условия образовательной среды // Прикладная психология и педагогика. 2024. Т. 9. № 1. С. 1–12.
- Захарченко А. Е., Васильева В. В., Ломова А. Ф. Ценностный потенциал физической культуры и спорта как основа формирования физической культуры личности // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 47. С. 2638–2642.
- Федорова Т. А., Рыбникова О. Л., Майорова Е. Б. Навстречу Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу ГТО. Астрахань: Сорокин Роман Васильевич, 2018. 90 с.
- Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasentin Europe and America. Chicago, 1918–1920. V. 1. P. 109.
- Карпов А. А. Самосовершенствование физического состояния // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. 2023. № 8 (74). С. 147–150.
- Логинов Д. В. Педагогическое сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности преподавателя в вузе // Культура физическая и здоровье. 2023. № 4 (88). С. 68–71.