ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЫХ РАБОЧИХ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Попова Наталья Викторовна  –  кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры организации работы с молодежью, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, n.v.popova@urfu.ru

УДК: 378.6

В статье представлен комплексный анализ системы формирования профессионального патриотизма молодых рабочих через механизмы социального партнерства. Исследование раскрывает эволюцию концепции профессионального патриотизма от узкой трактовки трудового воспитания до современного понимания как многоаспектного феномена, интегрирующего элементы корпоративной культуры, критерий эффективности профориентационной работы и фактор экономической стабильности. Особое внимание уделено структурным компонентам данного явления (когнитивному, эмоциональному, поведенческому) и методологическим подходам к его изучению. На основе критического анализа выявлены ключевые проблемы реализации системы, включая фрагментарность существующих подходов, недостаточность нормативного регулирования и необходимость учета региональной специфики. Автор предлагает концептуальные основания для разработки интегративной модели, объединяющей различные уровни социального партнерства: образовательный (школы, среднее профессиональное образование (СПО), вузы), корпоративный (предприятия) и государственный (нормативно-правовые механизмы). Особый акцент сделан на анализе взаимодействия профессионального патриотизма и корпоративной культуры как взаимодополняющих элементов системы профессионального воспитания. Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию программ дуального обучения, корпоративного наставничества и других форм социального партнерства с учетом региональных особенностей промышленных территорий.

Ключевые слова: профессиональный патриотизм; социальное партнерство; молодой рабочий; система воспитания; корпоративная культура; наставничество

Для цитирования: Попова Н. В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЫХ РАБОЧИХ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО // Педагогические исследования. 2025. Вып. 2. С. 51–68.

Список литературы:

  1. Гревцева Г. Я., Баштанар И. М., Панин Д. Ю., Гревцева Г. Я. Формирование профессионального патриотизма как фактора социализации личности // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 2 (93). С. 207–209.
  2. Набоких А. А., Фалеева Л. В., Ряттель А. В. Стратегия развития социального партнерства в системе профессионального образования // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 4 (32). С. 353–357.
  3. Гудас И. У. Социальное партнерство как механизм включения детей и молодежи в добровольческую деятельность // Педагогика сельской школы. 2020. № 4 (6). С. 66–81.
  4. Конов А. А., Вербицкая Н. О., Вербицкая Т. В. Направления и формы патриотического воспитания молодежи (на примере индустриального наследия Демидовых в Уральском регионе) // Мир науки. Педагогика и психология. 2024. Т. 12. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PDMN124.pdf.
  5. Сизоненко Р. В. Институциализация наставничества в современных социально-экономических условиях // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8 (88). С. 92–95.
  6. Герасимов А. В. Проблемы формирования социального партнерства в системе образования Европы // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2022. № 3. С. 105–108.
  7. Ряттель А. В., Фалеева Л. В., Набоких А. А. Роль социального партнерства в повышении качества профессионального образования // Развитие образования. 2019. № 2 (4). С. 69–72.
  8. Трипузова А. А. Организационно-правовые основы и перспективы развития корпоративной культуры государственных органов как фактора консолидации общества и укрепления доверия государству и власти // Проблемы управления (Минск). 2021. № 3 (81). С. 151–161.
  9. Попова Н. В. Молодежные лидеры об организации работы с молодежью на промышленных предприятиях // ЦИТИСЭ. 2018. № 1 (14). С. 18.
  10.  Михненко П. А. Роль инженерного образования в повышении производительности труда в России // Высшее образование сегодня. 2019.  № 8. С. 13–21.
  11.  Нагибина Н. П., Таратута Г. А., Банников М. И., Катричева Т. Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов: теоретический аспект // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2024. Т. 16. № 3(64). С. 152–161.
  12.  Андреева А. А. Анализ факторов повышения производительности труда на предприятии // Экономика и социум. 2019. № 3 (58). С. 113–116.
  13.  Дзигоева Л. В. Социальное партнерство в сфере среднего специального образования // Вопросы педагогики. 2020. № 6-1. С. 94–98.
  14.  Набоких А. А., Ряттель А. В., Глатков А. А. Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 7. С. 260–263.
  15.  Малышев М. А. Государство в системе социального партнерства Российской Федерации // Общественные науки и современность. 2021. № 1. С. 16–28.
  16.  Попова Н. В., Осипчукова Е. В., Зиятдинова Р. М., Шмыров М. С. Нормативно-правовое обеспечение молодежной политики в аспекте безопасности промышленного предприятия // Вестник ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности». 2018. № 2 (36). С. 93–98.
  17.  Матова Е. О. Особенности патриотического воспитания: региональный аспект // Межрегиональные Пименовские чтения. 2020. № 17. С. 300–306.

Читать