КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОГО МОРСКОГО ФЛОТА ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В СУДОВЫХ КОМПАНИЯХ

Аванесова Татьяна Панайотовна  –  доктор педагогических наук, доцент; доцент кафедры иностранных наук, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия, avanesova1@mail.ru

Митрахович Вячеслав Александрович  –  доктор педагогических наук, профессор; преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная орденов Жукова и Ленина Краснознаменная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного Министерства обороны Российской Федерации, Санкт-Петербург, Россия, V_mitrakhovich@mail.ru

УДК: 378.6

Целью научной статьи является подготовка будущих специалистов речных и морских судов гражданского морского флота для прохождения профессионального интервью на английском языке. Уделяется особое внимание компьютерному обучению как основной поддержке при изучении информационных единиц (лексико-грамматических основ) для использования в будущей профессиональной коммуникативной деятельности. Отмечена необходимость подготовки кадров к работе в смешанных экипажах и важность языковой компетенции для предотвращения возможных недоразумений при передаче информации, быстрого принятия решения при возникающих нестандартных ситуациях и обеспечения безопасности на море в рамках международных требований. Эффективность обучения английскому языку зависит от комплексного подхода, включающего использование различных технологий электронного обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, в число которых входят курсанты морских вузов, слушатели курсов подготовки к профессиональной деятельности. Безусловно, роль педагога имеет первостепенное значение в учебном процессе, но в современных условиях возникает необходимость проектирования электронного обучения как самого эффективного типа технических средств обучения. Компьютерная технология обучения (КТО) объединяет педагогику, информатику и системотехнику. Межпредметные связи лежат в основе их объединения. С точки зрения технологического подхода, обучение осуществляется в рамках электронного обучения, участниками которого являются: «обучающийся – КТО»; «преподаватель – КТО – обучающийся». Отдельные процедуры управления обучением могут выполняться учебной электронной программой, предоставляющей возможность работы в режиме тренинга и контроля.

Ключевые слова: компьютерное обучение английскому языку; профессиональный отбор; интервью в компании; специалист гражданского морского флота; судовые компании; процедуры дидактического проектирования

Для цитирования: Аванесова Т. П., Митрахович В. А. КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОГО МОРСКОГО ФЛОТА ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В СУДОВЫХ КОМПАНИЯХ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 2. С. 25–50.

Список литературы:

  1.  Филоненко В. А., Тенищева В. Ф., Кузнецова Ю. С., Цыганко Е. Н. Профориентация и самоорганизация как факторы мотивации будущих моряков // Современное высшее образование: идеи, технологии, результаты. Ульяновск: Изд-во Зебра, 2021. С. 388–397.
  2. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. М.: Изд-во Филин, 2003. 616 с.
  3. Федотов Н. Н. Форензика – компьютерная криминалистика. М.: Изд-во Юридический Мир, 2007. 432 с.
  4. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М.: Изд-во ИИО РАО, 2006. 88 с.
  5. Красильникова В. А. Теория и технологии компьютерного обучения и тестирования. М.: Изд-во Директ-Медиа, 2013. 339 с. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=209294.
  6. Груздев Д. Ю., Груздева Л. К., Аванесова Т. П. Перевод на родной язык с электронным корпусом текстов // Вестник Московского университета. Сер. 22. Теория перевода, 2017. № 1. С. 33–51.
  7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Изд-во Народное образование, 2005. 556 с.
  8. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: Педагогическая наука – реформе школы. М.: Изд-во «Педагогика», 1988. 192 с.
  9. Печников А. Н., Шиков А. Н. Проблема компьютерной дидактики: история, суть и подходы к решению // Информатика и образование. 2015. № 4. С. 3–12.
  10. Алтунин В. К., Стручков А. М. Методология создания тренажерных и обучающих систем подготовки специалистов ВМФ. Тверь: Изд-во НИИ ЦПС, 2004. 216 с.
  11. Осин А. В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. М.: Издательский сервис, 2010. 328 с.
  12. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 2002. С. 417. URL: http://niv.ru/doc/dictionary/pedagogic/articles/381/filosofiya-obrazovaniya.htm.
  13. Дементьев Е. А., Кан В. В., Свистунов Б. Л. Принятие решений о степени сформированности профессиональных компетенций студентов на основе мониторинга остаточных знаний // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки, 2018. №. 2 (46). С. 64–73.
  14. Соловьева О. Б., Седова Е. А. Условно-коммуникативный модуль системы упражнений для формирования иноязычной коммуникативной компетенции у будущих инженеров морского и речного флота // Речной транспорт (XXI век), 2015. № 2. С. 53–56.
  15. Пичкуренко Е. А., Аракелов А. В. Формирование системных знаний студентов как приоритетная задача современного образовательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология, 2018. № 1 (213). C. 48–58.
  16. Кузьменко Т. А. Дискорд – интернет-платформа для организации дистанционного обучения курсантов Морского колледжа в условиях пандемии // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статьей Международной научно-практической конференции, Пенза, 02 июля 2021 года / Редколлегия: А. А. Сукиасян, Г. Ш. Абидова, З. Г. Алиев. Уфа: Изд-во OMEGA SCIENCE, 2021. С. 27–31.
  17. Митрахович В. А., Баляева С. А., Аванесова Т. П. Контроль в методическом сопровождении профессиональной подготовки курсантов // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6 (103). С. 331–335.
  18. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Изд-во Смысл, Академия, 2005. 352 с.
  19. Митрахович В. А., Верминенко Ю. В. Роль мотивации в успешности учебной деятельности курсантов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 4(81). С. 376–380.
  20. Аванесова Т. П. Компьютерная поддержка образовательного модуля // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3: Педагогика и психология, 2012. № 1. С. 182–189.
  21. Kluijven P. V. The international maritime language programme: An English Course for students at Maritime Colleges and for on-board trainingю. The Netherlands, Alkmaar: Alk & Heijnen Publishers, 2003. 416 p.
  22.  Груздев Д. Ю. Роль тематических электронных корпусов текстов в процессе принятия переводческих решений // Актуальные психолого-педагогические, методические и лингвистические подходы к изучению информационных обучающих единиц. Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества». Изд-во Интерактив плюс, 2017. С. 36–47.
  23. Филоненко В. А., Тенищева В. Ф., Кузнецова Ю. С., Цыганко Е. Н. Профориентация и самоорганизация как факторы мотивации будущих моряков // Современное высшее образование: идеи, технологии, результаты. Ульяновск: Изд-во Зебра, 2021. С. 388–397.
  24. Михайловская К. Д., Слющенко Н. А. Информационные и графические технологии в профессиональной и научной деятельности // Информационные и графические технологии в профессиональной и научной деятельности: материалы конференции / Тюменский индустриальный университет, 25-26 октября 2023 года / Редколлегия: Л. В. Белова (отв. ред.). Тюмень: Изд-во Тюменский индустриальный университет, 2023. 362 с.

Читать