Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ
Кузьменко Татьяна Александровна – аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Морской колледж, Новороссийск, Россия, kosmodrom@mail.ru
УДК: 378.6
Рассмотрены теоретические аспекты формирования мировоззрения курсантов среднего профессионального образования (СПО). В данном контексте обобщены методологические положения философии, этики, педагогики, психологии, права и истории. Проанализированы ключевые концепции и подходы (системный, деятельностный, личностно-ориентированный), влияющие на процесс формирования мировоззрения курсантов. Освещены вопросы формирования мировоззренческих представлений курсантов, основанных на их собственных жизненных ценностях, которые отражают принципы и нормы поведения человека в обществе. Обозначена роль социокультурной среды в процессе становления убеждений, ценностных ориентаций и накопления личного опыта у обучающихся. Проведены опрос курсантов Морского колледжа Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова и анализ сформированности их мировоззрения. Результаты исследования подтверждают значимость целенаправленной педагогической деятельности по формированию мировоззрения курсантов СПО, учитывая их специфику как будущих специалистов. На основе проведенного анализа теоретических аспектов можно заключить, что существует потребность в создании комплексных программ, ориентированных на содействие гармоничному формированию мировоззренческих установок курсантов в рамках современных образовательных реалий. Статья адресована преподавателям и специалистам образовательных учреждений, интересующимся вопросом формирования мировоззрения курсантов в образовательном процессе.
Ключевые слова: мировоззрение; профессиональное мировоззрение; теоретические аспекты; педагогические концепции; образовательный процесс; среднее профессиональное образование
Для цитирования: Кузьменко Т. А. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ КУРСАНТОВ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 2. С. 5–24.
Список литературы:
- Александров В. Б. Русские философы о понятии научного мировоззрения // Управленческое консультирование. 2023. № 2. С. 90–98.
- Львов А. А. Современные концепции феномена мировоззрения // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2020. Т. 21. Вып. 2. С. 15–16.
- Леонтьев Д. А. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / под ред. В. И. Кабрина и О. И. Муравьевой. Томск: Томский государственный университет, 2004. С. 11–29.
- Мальцева С. М., Воронкова А. А., Бушуева А. А. Формирование научного мировоззрения студентов в процессе преподавания социогуманитарных дисциплин // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 121–125.
- Лезина В. В., Керимов М. М. Развитие познавательной активности в процессе формирования научного мировоззрения студентов // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1 (74). С. 312–314.
- Лукьяненко В. В. Формирование патриотического мировоззрения у студентов на учебных занятиях по истории в колледже // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы XIII Международной научно-практической конференции: в 5 томах, Тольятти, 21–24 апреля 2016 года / Редколлегия: Т. Б. Исакова (гл. ред.), С. И. Малицкая. Тольятти: Волжский университет имени В. Н. Татищева (институт), 2016. С. 155–158.
- Барсукова Н. К. О формировании научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 3А. С. 7–15.
- Шарыпова Н. Х. Формирование научного мировоззрения студентов (на примере Казанского ГАУ) // Сельское хозяйство и продовольственная безопасность: технологии, инновации, рынки, кадры: научные труды II Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Института механизации и технического сервиса и 90-летию Казанской зоотехнической школы, Казань, 28–30 мая 2020 года / Редколлегия: А. Р. Валиев, Б. Г. Зиганшин, Р. М. Низамов. Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2020. С. 803–807.
- Иткулова Л. А. Мировоззрение как социокультурный феномен // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 209–211.
- Цомартова Т. А. Категории содержания и формы в формировании научного мировоззрения студентов // Вестник МГУКИ. 2013. № 4 (54). С. 182–185.
- Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Психология развития человека. Избранные работы. М.: Юрайт, 2025. С. 164–179.
- Васильев С. Ф. Из истории научных мировоззрений. От Галилея до Больцмана. М.: ЛЕНАНД, 2021. 182 с.
- Толстых Н. Н. Теория Л. И. Божович: личность, психика, индивидуальность // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15. № 2. С. 85–90.
- Китова Д. А., Журавлев А. Л. Мировоззрение как психологический феномен в обыденном представлении россиян // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 4. С. 106–117.
- Митрахович В. А. Контроль в методическом сопровождении профессиональной подготовки курсантов // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 6(103). С. 331–335.
- Наумов В. П. Формирование профессионального мировоззрения студентов колледжа как феномена духовно-нравственной культуры // Петровские образовательные чтения. Духовно-нравственные ценности в современном российском обществе: сборник научных трудов XII Международной научно-практической конференции, Магнитогорск, 14–19 октября 2024 года / Редколлегия: Л. Г. Тюрина (гл. ред.), Ю. А. Заикина (ст. ред.), Н. В. Маркелова. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2024. С. 178–182.
- Байбаков Р. А. Моделирование процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1(80). С. 105–107.
- Дубанова О. В. Междисциплинарность и индивидуализация содержания внеурочной деятельности как фактор формирования ноосферного мировоззрения старшеклассника // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Махачкала, 29 марта 2015 года / Редколлегия: И. М. Ерхова. Махачкала: Изд-во «Апробация», 2015. С. 198–202.
- Туркина Т. С. Профессиональное мировоззрение: сущностная характеристика // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2010. № 3. С. 66–74.
- Семенов Г. В., Тимофеев С. А., Федотова О. Д. Профессиональное мировоззрение как практическая задача и тема научного дискурса: особенности теоретических подходов в зарубежной педагогике // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 1–9.
- Тринадцатко О. А. Профессионально-педагогическое мировоззрение будущих педагогов: концептуализация понятия // Центр инновационных технологий и социальной экспертизы. 2024. № 4. С. 74–90.