Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Бумаженко Наталья Ивановна – кандидат педагогических наук, доцент, Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь, kkorrab@vsu.by
УДК: 376.23
Потребность в исследовании проблемы особенностей развития связной речи учащихся младшего школьного возраста с особенностями психофизического развития (ОПФР) обусловлена современными социально-экономическими условиями, необходимостью реализации принципа инклюзии в образовании. В процессе развития речи формируются многие высшие психические формы познавательной деятельности человека, такие как абстрактное мышление, аналитическое рассуждение, критическое осмысление и творческое воображение. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Она служит важным показателем общего развития. Связная речь является одним из условий овладения учащимися грамотностью, развития у них речемыслительной и познавательной деятельности. В связи с низким уровнем развития речи учащиеся с ОПФР испытывают серьезные трудности в общении. Нарушения формирования связной речи препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, вызывают отклонения в формировании личности ребенка. В связи с этим одной из задач педагогической помощи и поддержки учащихся младшего школьного возраста с ОПФР является поиск оптимальных путей развития связной речи. Учет особенностей развития связной речи указанной категории обучающихся будет способствовать улучшению качества образования.
Ключевые слова: связная речь; развитие речи; учащиеся с особенностями психофизического развития; нарушение интеллекта
Для цитирования: Бумаженко Н. И. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 1. С. 138–156.
Список литературы:
- Хаустова Т. Е., Китик И. В., Рыболова И. В., Грищенко С. А. Развитие грамматического строя речи у дошкольников с нарушениями речи средствами игровой технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» // Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 декабря 2022 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г. Ю.), 2022. С. 170–173.
- Иванова А. В. Формирование умений связной речи младших школьников в процессе обучения русскому языку // Студенческая наука и XXI век. 2017. № 15. С. 269–272.
- Шергина Т. А., Сергучева О. И. Развитие письменной связной речи младших школьников в процессе обучения сочинению-миниатюре // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71 (3). С. 392–397.
- Болотова Т. В., Булгару М. А. Развитие связной речи дошкольников с применением элементов изотерапии // Логопед в детском саду. 2016. № 2 (75) С. 10–17.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. 470, [1] с.
- Ильбахтина Т. П., Кулешова Э. В. Особенности речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью // Дефектология в свете современных нейронаук: теоретические и практические аспекты: сборник материалов I Международной научной конференции, Москва, 23–24 апреля 2021 года. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Когито-Центр», 2021. С. 313–319.
- Ковалева А. В. Развитие связной речи и мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры // Дошкольная педагогика. 2015. № 9. С. 59–61.
- Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие. М.: Академия, 2002. 160 с.
- Антонова Е. П. Развитие устной связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроках чтения // Вопросы педагогики. 2016. № 12. С. 10–14.
- Ефремова Е. В. Развитие связной речи старших дошкольников с помощью сюжетно-ролевых игр // Проблемы Марийской и сравнительной филологии: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 25 октября 2019 года / Ответственный редактор Р. А. Кудрявцева. Вып. 6. Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2019. С. 421–423.
- Кириллова Т. С. Игровые технологии в образовании // В мире научных открытий: материалы XV Международной научно-практической конференции, Таганрог, 30 марта 2015 года / Центр научной мысли. Таганрог: ООО «Издательство «Спутник+», 2015. С. 46–49.
- Катаева Е. В. Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта // Психология, социология и педагогика. 2012. № 10. С. 66–73.
- Исмаилова И. С. Особенности составления устных рассказов по сюжетной картине детьми с нарушениями зрения и интеллекта // Дефектология. 2009. № 2. С. 40–47.
- Бумаженко Н. И., Воронец Т. В. Изучение специфики формирования связной речи у детей с особенностями психофизического развития // Современное образование Витебщины. 2024. № 4 (46). С. 43–46.
- Воронец Т. В., Бумаженко Н. И. Связная речь ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью как одно из условий его социальной компетенции // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2024. С. 219–222.