Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
Мосина Оксана Анатольевна – доктор педагогических наук, доцент; профессор кафедры общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, kuvshinovaoa@mail.ru
Звягинцева Наталья Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент; заведующий отделом аспирантуры и докторантуры, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, zvyginceva@mail.ru
УДК: 37.061
Не вызывает сомнений тот факт, что ведущая роль в реализации задач воспитания в Российской Федерации по-прежнему остается за школой. В современных, динамично изменяющихся социальных реалиях все более актуальной становится проблема роста количества социально дезадаптированных подростков, у которых параллельно с дезадаптацией развиваются различные формы девиантного поведения. В представленной статье авторы определяют ведущие проблемы социально дезадаптированных подростков, инициирующие развитие девиантного поведения; значимые аспекты педагогического потенциала внеурочной деятельности, влияющие на формирование ценностных ориентаций учеников и нивелирующие развитие девиаций. Полученные теоретические выводы стали основой для проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на их подтверждение и достижение заданной цели. На первом этапе проводилось исследование специфических особенностей социально дезадаптированных подростков, склонных к девиантному поведению; на втором – разрабатывалась программа по предупреждению девиантного поведения у этих подростков в рамках внеурочной деятельности; на третьем – осуществлялась реализация созданной программы, а на четвертом – проводился сравнительный анализ результатов диагностики респондентов, полученных до и после ее реализации. Разработана и представлена вниманию исследователей программа преодоления девиантного поведения социально дезадаптированных подростков во внеурочной деятельности. Эффективность экспериментальной работы подтверждается данными диагностики, проведенной на констатирующем и контрольном этапах исследования.
Ключевые слова: социальная дезадаптация; социально дезадаптированные подростки; девиантное поведение; педагогический потенциал внеурочной деятельности
Для цитирования: Мосина О. А., Звягинцева Н. Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ДЕЗАДАПТИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 1. С. 67–87.
Список литературы:
- Гилинский Я. И. Некоторые проблемы социального контроля над девиантными проявлениями // Российская девиантологическая панорама: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 29 сентября 2023 года.
СПб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2023. С. 16–22. - Бурханова С. В., Кром И. Л. Девиантное поведение подростков как проблема социальной адаптации // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 2. С. 107–108.
- Менделевич В. Д. Спектры психических расстройств и проблема терапевтического релятивизма // Неврологический вестник. 2017. Т. 49. № 4. С. 11–20.
- Клейберг Ю. А., Козлов В. В. Стратегирование актуального ресурса молодежи. Москва-Тверь: Академия Национального образования и науки, 2024. 186 с.
- Савина Н. Н. Факторы защиты и факторы риска делинквентных подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Т. 12. № 4. С. 92–95.
- Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А., Бергельсон Л. Л. Социально-психологическая дезадаптация личности и профилактика суицида // Вопросы психологии. 1981. Т. 11. № 4. С. 91–102.
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: РИЦК, 1994. 221 с.
- Мосина О. А., Лакреева А. В. Социальные риски нравственного воспитания старших подростков // Актуальные вопросы педагогической науки и образования: сборник статей по материалам авторских исследований II Всероссийской научно-практической конференции и Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Краснодар, 19–20 мая 2022 года. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. С. 167–171.
- Дроздецкая И. А. Модель профилактики девиантного поведения подростков посредством внеурочной деятельности в образовательной организации // Научно-педагогическое обозрение. 2021. № 4(38). С. 9–14.
- Рожкова М. И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением. М.: ВЛАДОС, 2001. 7 с.
- Яковлева Н. Ф. Педагогическая поддержка формирования традиционных российских ценностей у обучающихся: от классики к инноватике // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 6. С. 22.
- Долгополава В. И. Всероссийский форум классных
руководителей – источник профессионального развития классного руководителя // Педагогическое искусство. 2022. № 1. С. 133–135. - Алмазов А. И. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография. 2-е изд. М.: Юрайт, 2023. 180 с.
- Мардахаев Л. В. А. С. Макаренко и Калабалины – наставники воспитанников // Воспитательная система А. С. Макаренко как основа развития системы наставничества в отечественной и зарубежной образовательной практике: сборник статей участников Международной научно-практической конференции, Москва, 13 марта 2024 года. М.: ООО «Издательско-торговый Дом «ПЕРСПЕКТИВА», 2024. С. 86–92.
- Конева О. Б. Социально-психологические аспекты дезадаптации личности // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). С. 75–79.
- Книжникова С. В. Профилактика девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы: затруднения и ошибки // Российский девиантологический журнал. 2023. Т. 3. № 1. С. 75–90.