Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕОРИЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
Нахметова Мария Сергеевна – преподаватель психологии и информационной безопасности; учитель информатики, Волжский филиал Волгоградского медицинского колледжа, Волжский, Россия; средняя школа № 28, Волжский, Россия , miss.maria.sergeevna@mail.ru
Думов Сергей Борисович – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры социальной работы, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Россия,
УДК: 37.013.42
Девиация как социальное явление изучается в рамках различных теорий, каждая из которых предлагает свое обоснование причин и последствий девиантного поведения среди несовершеннолетних. Авторы статьи рассматривают педагогические аспекты теорий девиации через описание таких процессов, как обучение и воспитание несовершеннолетних в контексте педагогической профилактики. Педагогический аспект теорий девиации представляет собой важное поле исследования, рассматривающее то, как девиантное поведение может быть понято и преобразовано в образовательном контексте. Включение теорий девиации в педагогическую практику помогает выявить причины и механизмы, по которым возникает девиантное поведение, а также разработать стратегии его профилактики. Основными задачами педагогики в данном аспекте являются помощь несовершеннолетним в осознании своих действий и формирование позитивных моделей поведения. В результате анализа теорий девиации в России и Германии авторы приходят к выводу, что в этих странах в большинстве теорий основное внимание акцентируется на социально-культурных условиях: несоответствии между средствами достижения личностных целей и социальными нормами, способствующими возникновению девиации. Одной из ключевых составляющих российских и немецких концепций является социализация, которая предполагает, что девиантное поведение часто становится результатом недостаточной интеграции индивида в социум. Таким образом, анализ теорий девиации открывает пространство для дальнейших исследований и практических решений социально-педагогических проблем.
Ключевые слова: девиация; теория девиации; педагогические аспекты теории девиации; несовершеннолетние; теории девиантного поведения в России и Германии
Для цитирования: Нахметова М. С., Думов С. Б. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕОРИЙ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 4. С. 5–27.
Список литературы:
- Кершбаум Х., Чугунова Е. И. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности // Российский медико-биологический вестник им. акад. И. П. Павлова. 2014. № 3. С. 103–105.
- Болондинский В. К., Самойлов В. О. Академик И. П. Павлов – провозвестник научных, социальных и политических идей в России в XXI веке // Российский медико-биологический вестник им. акад. И. П. Павлова. 2012. № 2. С. 141–144.
- Бороздина Л. В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А. Н. Леонтьева // Национальный психологический журнал. 2015. № 4 (20). С. 4–12.
- Кедрова И. А. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 (часть 1). URL: https://s.science-education.ru/pdf/2015/2/499.pdf
- Беляева Ю. В. Вклад Л. С. Выготского в развитие коррекционной педагогики // Молодой ученый. 2016. № 27.1 (131.1). С. 13–14.
- Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Л. С. Выготский и современная культурно-историческая психология (Критический анализ книги М. Коула) // Вопросы психологии. 2009. № 2. С. 102–117.
- Качмарек Б. Л. Ж. Применение Луриевского подхода к исследованию преступников // Луриевский подход в мировой психологической науке: тезисы докладов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. С. 170–171.
- Кон И. С. Особенности социализации мальчиков и девочек // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал. 2010. № 1(2). C. 54–58.
- Миненок М. Г. Девиантное поведение: криминологические аспекты // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 3 (50). С 50–54.
- Железняк В. Н. Мышление и воля. Принцип тождества мышления и воли в классическом рационализме и его историческая эволюция: монография. Пермь: Пермcкий национальный исследовательский политехнический университет; 2015. 615 c.
- Шляпин С. И. Мобильность социальных процессов как ресурс социума. Соотношение понятий «патология», «девиация», «мутации» // Вестник университета. 2024. № 7. С. 219–228.
- Линден Д. Почему люди разные. Научный взгляд на человеческую индивидуальность. Пер. с англ. Н. Рокачевской. М.: Альпина нон-фикшн, 2022. 328 с.
- Комлев Ю. Ю. Теории девиантного поведения: от классических построений к модернистско-постмодернистскому синтезу // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2011. № 4 (6). С. 3–11.
- Кучер Г. О. Фигуративная теория Н. Элиаса в современном социологическом дискурсе // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 2 (22). URL: http://journal-s.org/index.php/sisp/article/view/52
- Бронзино Л. Ю. Критическая социология франкфуртской школы // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2007. № 3. С. 52–67.
- Васильева Э. П., Хуррельманн К. Социальная структура и развитие личности: введение к теорию социализации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 1997. № 1. С. 180–203.
- Зайцев А. В. Юрген Хабермас и его диалогика: понятие и сущность // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. № 5. С. 190–196.
- Асриев А. Ю., Маврина И. А. Социальное взаимодействие как основа воспитания (методологические принципы в немецкой традиции социальной педагогики) // Вестник Омского государственного педагогического университета «Гуманитарные исследования». 2024. № 2 (43). С. 153–159.