ПОНЯТИЕ «ЗНАНИЕ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Митрахович Олеся Вячеславовна  –  преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, Инженерная школы одежды (колледж), Санкт-Петербург, Россия, lesya.mitraxovich.97@gmail.com

УДК: 37.011.33

В статье рассматривается понятие «знание об уголовной ответственности несовершеннолетних» как педагогическая категория. Для этого используются методологические положения педагогики, философии, этики, психологии, истории, права и др., логико-семантический анализ, а также диалектический анализ категорий «всеобщее» (знания) – «отдельное» (знания об уголовной ответственности) – «единичное» (знания об уголовной ответственности несовершеннолетних). Рассматриваемая категория показана с позиции функциональности, включающей в себя контекст и опыт, которые придают ей смысл и практическую ценность. Знания об уголовной ответственности несовершеннолетних – это знания о правовых последствиях за подготовку преступлений, их совершение, соучастие, за покушение и т. д., т. е. за нарушение законов, предусмотренных специальным разделом «Уголовная ответственность несовершеннолетних» главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ). Отмечаются особенности уголовной ответственности лиц данной возрастной категории: к ним применяются нормы об уголовной ответственности с учетом социально-психологических особенностей лиц этой возрастной категории. Данное знание должно быть применимым в жизни, полезным, оно должно позволять несовершеннолетним решать различные жизненные задачи, быстро адаптироваться к условиям окружающей среды и будущей профессиональной деятельности, находить выходы из возникающих нестандартных ситуаций, оперировать правовой информацией. В статье выделены функции знания об уголовной ответственности несовершеннолетних (информационная, побудительная, регулятивная), имеющие определенную автономию, характеризующиеся взаимосвязью, взаимообусловленностью и указывающие на наличие значимых связей между знаниями об уголовной ответственности и личностью несовершеннолетних, а также структурные компоненты (оценочный, рефлексивно-смысловой, мотивационно-деятельностный), взаимосвязанные и выступающие интегративным образованием. Статья адресована специалистам, интересующимся вопросами, которые связаны с правовым образованием студентов колледжей.

Ключевые слова: правовое образование; знание об уголовной ответственности несовершеннолетних; студенты колледжа

Для цитирования: Митрахович О. В. ПОНЯТИЕ «ЗНАНИЕ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 3. С. 29–56.

Список литературы:

1. Борытко Н. М. Системность определения педагогической категории // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.  2012. № 7 (71). С. 8–15. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17944000_24286019.pdf

2. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф.Ильичев и др. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. 815 с.

3. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. М.: Ридерз Дайджест, 2004. 960 с.

4. Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. 336 с.

5. Рыжов Б. Н. Системная структура личности // Системная психология и социология. 2017. № 3 (23). С. 5–11. URL: https://www.elibrary.ru/download/
elibrary_30318347_84368874.pdf.

6. Абушенко В. Л., Симонов А. И., Малер Е. А. Знание / Гуманитарный портал: Концепты // Центр гуманитарных технологий, 2002–2024. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7283.

7. Никифоров А. Л. Анализ понятия «знание»: подходы и проблемы // Эпистемология & Философия науки. 2009. Т. ХХI. № 3. С. 61–73.

8. Знание // Большой энциклопедический словарь, 2000. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/133954.

9. Омельченко А. В. Теоретические основы формирования методологического компонента системы знаний студентов: монография. Харьков: ХНУГХ им. А. Н. Бекетова, 2017. 118 с. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/141489397.pdf

10. Пичкуренко Е. А., Аракелов А. В. Формирование системных знаний студентов как приоритетная задача современного образовательного процесса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 1 (213). C. 48–58. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemnyh-znaniy-studentov-kak-prioritetnaya-zadacha-sovremennogo-obrazovatelnogo-protsessa.

11. Лызь Н. А. Виды и формы педагогического знания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С. 40–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-i-formy-pedagogicheskogo-znaniya/viewer

12. Костромина С. Н., Гнедых Д. С. Информация и знание: подходы к пониманию процессов усвоения информации и формированию знаний в обучении // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 5, № 2. С. 5–14. URL: https://www.elibrary.ru/download/
elibrary_24183951_28532235.pdf

13. Коваленко А. И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М.: Исток, 1994. 95, [1] с.

14. Андриановская И. И. Критерии справедливости в праве // Ленинградский юридический журнал. 2007. № 1 (7). С. 25–33. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15264962_94411752.pdf.

15. Волков А. В. Границы свободы (возможностей) в содержании субъективного гражданского права. URL: ttps://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1317.

16. Право // Большая Советская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/bse/Право.

17. Дробязко С. Г. Право, государство, закон: Справочник юрисконсульта: в 4 т. Минск: Изд-во «Амалфея», 1997. Т. 3, гл. 1. С. 5–23. URL: https://law.bsu.by/pub/31/Drobyazko_12.pdf.

18. Право // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. II, вып. 4 (1909): Почва – Иссоп. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/МЭСБЕ/Право

19. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов, 1983. URL: https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com/6400-ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

20. Ответственность // Словарь по этике. URL: https://rus-etika-dict.slovaronline.com/212-ответственность.

21. Булатников И. Е. Проблемы формирования ответственного отношения студентов ссузов к профессиональной деятельности в массовой практике социального воспитания: тревожные тенденции и векторы надежды // Психолого-педагогический поиск. 2010. № 16. С. 119–132. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15522642_79775216.pdf.

22. Ответственность // Большая психологическая энциклопедия. URL: https://rus-big-psyho.slovaronline.com/5775-ответственность.

23. Ответственность // Азбука социального психолога-практика. URL: https://817.slovaronline.com/63-ответственность.

24. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2001. URL: https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com/6400-ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

25. Ответственность // Геокультурная энциклопедия. URL: https://geokulturnaya-entsiklopediya.slovaronline.com/353-ответственность.

26. Тарасенко В. В. Правовая фикция в конструкции уголовно-правовой нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК РФ) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2014. № 3 (18). С. 221–230. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_22443597_46939828.pdf.

27. Прилепская М. Ю. Принудительные меры воспитательного воздействия и наказания в отношении несовершеннолетних // Вестник Поволжского института управления. 2017. № 2. С. 87–93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prinuditelnye-mery-vospitatelnogo-vozdeystviya-i-nakazaniya-v-otnoshenii-nesovershennoletnih.

28. Борисова Е. К. Функции правосознания // Вестник науки и образования. 2019. № 24-3 (78). С. 54–56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-pravosoznaniya

29. Селюков А. С. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних // Право и управление. 2023. № 6. С. 222–225. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ugolovnoy-otvetstvennosti-nesovershennoletnih-3.

30. Будыкин С. В., Жигачев А. С. Взаимосвязь изучения правовых дисциплин с уровнем правосознания (на примере студентов, изучающих правовые дисциплины) // Психология и право. 2014. Т. 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2014_n1/68299

31. Быстрова Н. В., Зиновьева С. А., Коняева Е. А. Организация правового воспитания студентов в системе среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-1. С. 75–78. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50467870_22839944.pdf

32. Моисеев А. Р., Митрахович В. А. Как качественно оценить учебно-воспитательный процесс в военном вузе // Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы X Межвузовской научно-практической конференции. Посвящается 200-летию со дня рождения К. Д. Ушинского, Санкт-Петербург, 20 апреля 2023 года / Под редакцией С. В. Костарева, И. И. Соколовой, Н. В. Ершова. СПб: ООО «Издательство ВВМ», 2023. С. 60–64.

33.  Чупина В. А., Федоренко О. А. Теория и практика профессиональной педагогической рефлексии: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 200 с. URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/28004/1/978-5-8050-0664-8_2019.pdf

34. Расковалова О. С. Педагогическая рефлексия как междисциплинарное понятие // Kant. 2018. № 1 (26). С. 73–77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-refleksiya-kak-mezhdistsiplinarnoe-ponyatie.

35. Скуднова Т. Д., Серикова И. Б. Проблема смысла в науке и психолого-педагогическом образовании // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2017. № 2. С. 186–189. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-smysla-v-nauke-i-psihologo-pedagogicheskom-obrazovanii

36. Митрахович В. А., Верминенко Ю. В. Роль мотивации в успешности учебной деятельности курсантов // Ученые записки Орловского государственного университета. 2018. № 4 (81). С. 376–380.

Читать