АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕЧЕСТНОСТИ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Спасенников Валерий Валентинович  –  доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, Брянский государственный технический университет, Брянск, Россия, spas1956@mail.ru

УДК: 37.01

Показано, что при всей остроте проблемы студенческого академического мошенничества в российских и зарубежных вузах недостаточное внимание уделяется разработке этических правил, которые регулируют наказания за плагиат в высшей школе. Осуществлен обзор отечественных и зарубежных теоретических исследований в сфере анализа структуры и уровней ценностей академической этики в вузовском образовательном пространстве. На базе репрезентативной выборки студентов старших курсов Брянского государственного технического университета, обучающихся по специальности «Безопасность автоматизированных систем» (114 человек), с использованием интервьюирования и анкетного опроса выявлены наиболее часто встречающиеся формы академической нечестности, определена выраженность показателей таких этических ценностей, как ответственность, честность и уважение. Предложены пути формирования этических ценностей, которые позволят снизить уровень академического мошенничества в техническом вузе, намечены перспективы дальнейших исследований.

Ключевые слова: академическая нечестность, этические ценности, научная информация, анкетный опрос, честность, уважение, ответственность, меры борьбы с нечестным поведением студентов

Для цитирования: Спасенников В. В. АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБ АКАДЕМИЧЕСКОЙ НЕЧЕСТНОСТИ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 1. С. 101–124.

Список литературы:

  1. Алексеева Д. А., Данилов В. Н. Проблема плагиата в контексте академической этики // Философия науки и техники. 2020. Т. 25. № 1. С. 52–64.
  2. Бакштановский В. И., Богданова М. В. Трансформирование отечественного университета и кризис этики профессора // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2019. № 4. С. 46–56.
  3. Богданова М. В. Этос университета: социологическая операционализация потенциала «неписаных правил» // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 2. С. 153–170.
  4. Bylyeva D. S., Kuznetsov D. I., Lobatyuk V. V. et al. The image of academic dishonesty through the eyes of students: an analysis of videos // Perspectives of Science and Education. 2023. No. 1 (61). P. 56–75.
  5. Голунов С. В. Студенческий плагиат как вызов системе высшего образования в России и за рубежом // Вопросы образования. 2010. № 3. С. 243–258.
  6. Демидова О. Р. «Чужое как свое», или Физиология плагиата // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2012. Т. 2. № 3. С. 90–98.
  7. Дремова О. В. Политика российских вузов в отношении академического мошенничества студентов: наказание или воспитание? // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24. № 4. С. 30–45.
  8. Еременко Т. В. Тема академической нечестности в международном и российском исследовательском дискурсе: библиометрический анализ на основе баз данных научной литературы // Научные и технические библиотеки. 2023. № 5. С. 15–38.
  9.  Ефимова Г. З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 6 (25). С. 9.
  10. Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. Информационное общество и проблема академической недобросовестности // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 4 (17). С. 1.
  11. Кичерова М. Н., Кыров Д. Н., Смыкова П. Н. и др. Плагиат в студенческих работах: анализ сущности проблемы // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 4 (17). С. 82.
  12. Картавая Ю. К. Проблемы дистанционного обучения в вузе в условиях современности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 157–161.
  13. Клопкова Е. А., Микляева А. В. Феноменология электронного академического обмана в студенческой среде // Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022. Т. 1. № 3 (3). С. 155–160.
  14. Липатов В. А., Северинов Д. А., Абдель Д. Н. М. К проблеме применения студентами технических средств фальсификации результатов контроля уровня знаний // Образование и наука. 2016. № 10 (139). С. 170–181.
  15. Радаев В. В., Чириков И. С. Отношение студентов и преподавателей к наказаниям за плагиат и списывание // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 4. С. 77–82.
  16. Сивак Е. В. Преступление в аудитории. Детерминанты нечестного поведения студентов (плагиата и списывания). М.: ГУ ВШЭ, 2006. 41 с. (Препринт. Серия WP10. Научные доклады лаборатории институционального анализа / Гос. ун-т Высш. шк. экономики, Науч.-учеб. лаборатория «Институциональный анализ экономических реформ»).
  17. Спасенников В. В., Андросов К. Ю. Академическое мошенничество и мотивация учебной деятельности студентов современных университетов // Эргодизайн. 2020. № 2 (8). С. 72–80.
  18. Спасенников В. В. Методический подход к оценке продуктивности научной деятельности преподавателей высшей школы // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 16. № 1 (59). С. 128–137.
  19. Узлов Н. Д. Студенческий плагиат: состояние проблемы, последствия и возможные пути решения // Аллея науки. 2019. Т. 2. № 2 (29). С. 867–876.
  20. Шмелева Е. Д. Академическое мошенничество в современных университетах: обзор теоретических подходов и результатов эмпирических исследований // Экономическая социология. 2015. Т. 16. № 2. С. 55–79.
  21. Шмелева Е. Д., Семенова Т. В. Академическое мошенничество студентов: учебная мотивация vs образовательная среда // Вопросы образования. 2019. № 3. С. 101–129.
  22. Емельянова Н. А., Илова Е. В., Савельева У. А. Магистерские проектные выпускные работы как результат формирования универсальных и профессиональных компетенций // Педагогические исследования. 2023. № 2. С. 5–26.
  23. Кривых Н. И., Кривых Л. Д., Багринцева О. Б. Современные образовательные технологии: интерактивность как принцип эффективности // Педагогические исследования. 2020. № 2. С. 5–11.
  24. Спасенников В. В. Компетентностная образовательная парадигма в контексте особенностей ее практической реализации при формировании универсальных компетенций // Человек и образование. 2022. № 4 (73). С. 41–52.
  25. Altbach Ph. G. What Counts for Academic Productivity in Research Universities? // International Higher Education. 2015. Vol. 79. Р. 6–7.
  26. David L. T. Academic Cheating in College Students: Relations among Personal Values, Self-esteem and Mastery // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 187. Р. 88–92.
  27. Zachek A. The History, Evolution, and Trends of Academic Dishonesty: A Literature Review // The Nebraska Educator. 2020. Vol. 105–120.
  28.  Roe J. Reconceptualizing academic dishonesty as a struggle for intersubjective recognition: a new theoretical mode // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. Vol. 9 (1). Р. 157.
  29.  Chaing F.-K., Zhu D., Yu W. A systematic review of academic dishonesty in online learning environments // Journal of Computer Assisted Learning. 2022. Vol. 38 (4). Р. 907–928.
  30. Surahman E., Wang T.-H. Academic dishonesty and trustworthy assessment in online learning: A systematic literature review // Journal of Computer Assisted Learning. 2022. Vol. 38 (4). Р. 1535–1553.
  31. Krou M. R., Fong C. J., Hoff M. A. Achievement Motivation and Academic Dishonesty: A Meta-Analytic Investigation // Educational Psychology Review. 2021. Vol. 33 (2). Р. 427–458.
  32. Eaton S. E., Edino R. J. Strengthening the research agenda of educational integrity in Canada: a review of the research literature and call to action //  International Journal for Educational Integrity. 2018. Vol. 4 (5).
  33. Spasennikov V., Androsov K., Golubeva G. Ergonomic Factors in Patenting Computer Systems for Personnel’s Selection and Training. In: Proceedings of the 30th International Conference on Computer Graphics and Machine Vision: CEUR Workshop Proceedings: 30; 2020 Sep 22–25; Saint Petersburg: 2020. P. 1.

Читать