Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОФИЛЯ В АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Гребенников Олег Владимирович – доцент кафедры технологии и предпринимательства, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия , olegvlad@inbox.ru
УДК: 374.3
На сегодняшний день российское общество столкнулось с ситуацией, когда национальная система образования должна подготовить выпускников школ к жизни и труду в сложных политических, экономических, социальных и культурных условиях. В последние годы современное предпринимательское образование в России начало проходить реформы и обновления. Дополнительное предпринимательское образование играет важную роль в активизации процессов саморазвития и самоопределения старшеклассников, предоставляет им возможности для определения собственных интересов в различных подвидах квазипрофессиональной предпринимательской деятельности. Личностное саморазвитие представляет собой осознанный (отрефлексированный, взвешенный) и целенаправленный процесс, который на основе самоосознания своих ценностей, сильных и слабых сторон, интересов предполагает развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер личности, умений, качеств, необходимых для реализации своего потенциала. В статье показана взаимосвязь процессов самопознания, самовоспитания, саморазвития, самоопределения школьников в ходе занятий в системе дополнительного бизнес-образования; рассматриваются педагогические возможности клубного разновозрастного объединения юных предпринимателей (организованного на базе университета) в сфере педагогического сопровождения личностного роста школьников, активизации их саморазвития и самоопределения. Реализация школьником собственных идей на занятиях клуба юных предпринимателей, в проектной деятельности (особенно если проект социального предпринимательства был внедрен в жизнь) помогает им развивать уверенность в себе. Они понимают, что их идеи и усилия могут принести положительные результаты. Необходимо совершенствовать квалификацию педагогов, обладающих навыками предпринимательства, расширять доступ к качественным учебным материалам и ресурсам, сотрудничать с бизнес-сообществом для обеспечения реального применения полученных знаний и опыта на практике.
Ключевые слова: дополнительное предпринимательское образование школьников, самоопределение личности, саморазвитие, педагогическое сопровождение
Для цитирования: Гребенников О. В. РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОФИЛЯ В АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 1. С. 68–86.
Список литературы:
- Дергач А. О., Коротеева Е. М. Ценности, ответственность и готовность к риску как факторы карьерных ориентаций будущих предпринимателей // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021. № 2. С. 12–18.
- Каунов A. M. Деловая личность – ориентир для учителя технологии и предпринимательства // Школа и производство. 2007. № 3. С. 12–14.
- Максимов В. П. Подготовка школьников к предпринимательской деятельности // Педагогика. 2007. № 8. С. 63–79.
- Предпринимательский класс в московской школе. URL: https://profil.mos.ru/business/o-proekte.html.
- Колачева Н. В., Быкова Н. Н. Особенности формирования предпринимательской компетенции у обучающихся // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (44). С. 29–35.
- Борис О. А., Никулина А. В. Выявление мотиваторов к инновационному предпринимательству современной молодежи // BENEFICIUM. 2022. № 3. С. 98–104.
- Шохнех А. В., Барышникова В. В. Механизмы мотивации предпринимательской активности молодежи в системе обеспечения экономической безопасности России // Инновационное развитие экономики. 2019. № 4-2. С. 190–193.
- Климанова Н. Г., Трифонова Т. А., Кабирова А. А. Влияние ценностной сферы личности на психологическую готовность к предпринимательской деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023. № 1. С. 51–59.
- Дополнительные общеобразовательные программы по развитию предпринимательских навыков обучающихся: методические рекомендации / cост.: Л. С. Львова; ФГБУК «ВЦХТ». М.: Смарт Ивент, 2021. 202 с.
- Мугаллимова Н. Н., Симзяева Е. Н., Шашкин Н. Г. Социальное развитие старшеклассника как психолого-педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-starsheklassnika-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema.
- Шемякин Б. П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 2006. 95 с.
- Зарецкая И. И., Чернер С. Л. Деловой человек формируется с юных лет // Школа и производство. 2007. № 1. С. 83–85.
- Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52.
- Автионова Н. В., Никитина Н. И., Гребенникова В. М. Педагогическая антропология. М.: Перспектива, 2021. 194 с.
- Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Изд-во ИЦ «Академия», 2014. 256 с.
- Bergner S., Auburger Ju., Paleczek D. The why and the how: A nexus on how opportunity, risk and personality affect entrepreneurial intention // Journal of Small Business Management. 2021. P. 1–34.
- Kerr S. P., Kerr W. R., Dalton M. Risk attitudes and personality traits of entrepreneurs and venture team members // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. Vol. 116. № 36. P. 17712–17716.
- Климова Е. К. Профессиональная деятельность предпринимателя. Психология успеха. СПб.: Скифия, 2014. 206 с.
- Позняков В. П. Взаимосвязь смысложизненных и ценностных ориентаций личности предпринимателей и характеристик их экономического самоопределения // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 1. С. 150–170.
- Автионова Н. В., Гребенникова В. М., Никитина Н. И. Проектная деятельность студентов вуза как средство формирования межличностных отношений // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021. № 5. С. 276–291.
- Гребенников О. В., Гребенникова В. М., Никитина Н. И. Управление педагогическими системами. Краснодар: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Кубанская многопрофильная академия подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов», 2014. 245 с.
- Фахрутдинова Р. А., Фахрутдинов Р. Р. Система педагогического воздействия социального становления личности школьников // Вестник Казанского университета культуры и государственного образования. 2013. № 3. С. 128–132.