РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОФИЛЯ В АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Гребенников Олег Владимирович  –  доцент кафедры технологии и предпринимательства, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия , olegvlad@inbox.ru

УДК: 374.3

На сегодняшний день российское общество столкнулось с ситуацией, когда национальная система образования должна подготовить выпускников школ к жизни и труду в сложных политических, экономических, социальных и культурных условиях. В последние годы современное предпринимательское образование в России начало проходить реформы и обновления. Дополнительное предпринимательское образование играет важную роль в активизации процессов саморазвития и самоопределения старшеклассников, предоставляет им возможности для определения собственных интересов в различных подвидах квазипрофессиональной предпринимательской деятельности. Личностное саморазвитие представляет собой осознанный (отрефлексированный, взвешенный) и целенаправленный процесс, который на основе самоосознания своих ценностей, сильных и слабых сторон, интересов предполагает развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер личности, умений, качеств, необходимых для реализации своего потенциала. В статье показана взаимосвязь процессов самопознания, самовоспитания, саморазвития, самоопределения школьников в ходе занятий в системе дополнительного бизнес-образования; рассматриваются педагогические возможности клубного разновозрастного объединения юных предпринимателей (организованного на базе университета) в сфере педагогического сопровождения личностного роста школьников, активизации их саморазвития и самоопределения. Реализация школьником собственных идей на занятиях клуба юных предпринимателей, в проектной деятельности (особенно если проект социального предпринимательства был внедрен в жизнь) помогает им развивать уверенность в себе. Они понимают, что их идеи и усилия могут принести положительные результаты. Необходимо совершенствовать квалификацию педагогов, обладающих навыками предпринимательства, расширять доступ к качественным учебным материалам и ресурсам, сотрудничать с бизнес-сообществом для обеспечения реального применения полученных знаний и опыта на практике.

Ключевые слова: дополнительное предпринимательское образование школьников, самоопределение личности, саморазвитие, педагогическое сопровождение

Для цитирования: Гребенников О. В. РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРОФИЛЯ В АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Педагогические исследования. 2024. Вып. 1. С. 68–86.

Список литературы:

  1. Дергач А. О., Коротеева Е. М. Ценности, ответственность и готовность к риску как факторы карьерных ориентаций будущих предпринимателей // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2021. № 2. С. 12–18.
  2. Каунов A. M. Деловая личность – ориентир для учителя технологии и предпринимательства // Школа и производство. 2007. № 3. С. 12–14.
  3. Максимов В. П. Подготовка школьников к предпринимательской деятельности // Педагогика. 2007. № 8. С. 63–79.
  4. Предпринимательский класс в московской школе. URL: https://profil.mos.ru/business/o-proekte.html.   
  5. Колачева Н. В., Быкова Н. Н. Особенности формирования предпринимательской компетенции у обучающихся // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (44). С. 29–35.
  6. Борис О. А., Никулина А. В. Выявление мотиваторов к инновационному предпринимательству современной молодежи // BENEFICIUM. 2022. № 3. С. 98–104.
  7. Шохнех А. В., Барышникова В. В. Механизмы мотивации предпринимательской активности молодежи в системе обеспечения экономической безопасности России // Инновационное развитие экономики. 2019. № 4-2. С. 190–193.
  8. Климанова Н. Г., Трифонова Т. А., Кабирова А. А. Влияние ценностной сферы личности на психологическую готовность к предпринимательской деятельности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2023. № 1. С. 51–59.
  9. Дополнительные общеобразовательные программы по развитию предпринимательских навыков обучающихся: методические рекомендации / cост.: Л. С. Львова; ФГБУК «ВЦХТ». М.: Смарт Ивент, 2021. 202 с.
  10. Мугаллимова Н. Н., Симзяева Е. Н., Шашкин Н. Г. Социальное развитие старшеклассника как психолого-педагогическая проблема // Проблемы современного педагогического образования. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-razvitie-starsheklassnika-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema.
  11. Шемякин Б. П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 2006. 95 с.
  12. Зарецкая И. И., Чернер С. Л. Деловой человек формируется с юных лет // Школа и производство. 2007.  № 1. С. 83–85.
  13. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52.
  14. Автионова Н. В., Никитина Н. И., Гребенникова В. М. Педагогическая антропология. М.: Перспектива, 2021. 194 с.
  15. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. М.: Изд-во ИЦ «Академия», 2014. 256 с.
  16. Bergner S., Auburger Ju., Paleczek D. The why and the how: A nexus on how opportunity, risk and personality affect entrepreneurial intention // Journal of Small Business Management. 2021. P. 1–34. 
  17. Kerr S. P., Kerr W. R., Dalton M. Risk attitudes and personality traits of entrepreneurs and venture team members // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2019. Vol. 116. № 36. P. 17712–17716. 
  18. Климова Е. К. Профессиональная деятельность предпринимателя. Психология успеха. СПб.: Скифия, 2014. 206 с.
  19. Позняков В. П. Взаимосвязь смысложизненных и ценностных ориентаций личности предпринимателей и характеристик их экономического самоопределения // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021. Т. 6. № 1. С. 150–170. 
  20. Автионова Н. В., Гребенникова В. М., Никитина Н. И. Проектная деятельность студентов вуза как средство формирования межличностных отношений // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2021. № 5. С. 276–291.
  21. Гребенников О. В., Гребенникова В. М., Никитина Н. И. Управление педагогическими системами. Краснодар: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Кубанская многопрофильная академия подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов», 2014. 245 с. 
  22. Фахрутдинова Р. А., Фахрутдинов Р. Р. Система педагогического воздействия социального становления личности школьников // Вестник Казанского университета культуры и государственного образования. 2013. № 3. С. 128–132.

Читать