ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ)

Кривых Людмила Дмитриевна  –  кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры английского языка и профессиональных коммуникаций, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, lud-krivykh@mail.ru

Багринцева Ольга Борисовна  –  кандидат филологических наук, доцент; заведующий кафедрой английского языка и профессиональных коммуникаций, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, bagrintsevaob@gmail.com

Гроховская Ирина Аркадьевна  –  кандидат филологических наук; доцент кафедры английского языка и профессиональных коммуникаций, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия,

УДК: 376

Статья посвящена специфике применения инновационных образовательных технологий в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) средствами английского языка, а также необходимости оценки и отбора образовательных технологий с учетом их эффективности и результативности в долгосрочном периоде. Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что использование технологий проблемного обучения способствует решению обширного спектра задач, среди них: предоставление студентам с ОВЗ возможности определять проблемные ситуации и находить способы их решения при возникновении непривычных и нестандартных ситуаций; выявление нестандартных подходов посредством проведения различных мыслительных действий; обучение проведению разностороннего анализа представленной проблемной ситуации; организация различных мероприятий по развитию необходимых мыслительных процессов, которые в дальнейшем будут использоваться в процессе социальной адаптации и социализации студентов с ОВЗ в меняющихся условиях современного мира, учитывая, что на сегодняшний день проблема получения высшего образования лицами с ОВЗ является одним из приоритетных направлений государственной повестки нашей страны. Потенциал интерактивных образовательных инструментов даст возможность будущим специалистам, имеющим ОВЗ, достичь востребованных в XXI веке результатов – сформированных «гибких» компетенций, которые позволяют быть конкурентоспособными и проактивными в VUCA-мире.

Ключевые слова: технологии проблемного обучения, инновационные образовательные технологии, обучение студентов с ОВЗ, обучение иностранным языкам, преподавание английского языка

Для цитирования: Кривых Л. Д., Багринцева О. Б., Гроховская И. А. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ (ДЛЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ) // Педагогические исследования. 2023. Вып. 4. С. 94–110.

Список литературы:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.
  2. Salsabila Bazighoh Z., Adityarini H., Wijayanto A. Teachers’ Strategies to Teach English for Young Learners with Special Needs in Inclusive School English // Language Education Reviews. 2023. № 3(2). Pp 116-134.
  3. Айсмонтас Б. Б., Воробьева А. Н., Быстрова И. В. и др. Инклюзивное образование в вузе студентов с инвалидностью и ОВЗ: организация обучения, особенности обучения студентов с различными нозологиями, профориентационная работа, психолого-педагогическое сопровождение: Методические рекомендации для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с инвалидностью и ОВЗ. М.: ООО «Сам полиграфист», 2015. 286 с.
  4. Черняева А. В. Психологические особенности обучающихся с ОВЗ и инвалидностью различной нозологии в системе высшего инклюзивного профессионального образования // Ценностно-гуманитарная парадигма формирования нового поколения специалистов в условиях развития цифровой среды: материалы Международной научно-практической конференции. Волгоград: Волгоградский государственный аграрный университет, 2019. С. 258–265.
  5. Насиханова А. З., Давыдова Л. Н. Критерии и уровни сформированности иноязычной компетенции у студентов // Гуманитарные исследования. 2014. № 2(50). С. 26–30.
  6. Isakova S. N., Dovzhik O. V.  Intensification of learning activities in foreign language lessons using problem-based learning technologies // Research Problems of Theoretical and Applied Linguistics in Modern Foreign Language Teaching. 2023. No. 1. P. 234–239.
  7. Hodkinson A. Inclusion «All present and correct?». A critical analysis of New Labour’s inclusive education policy in England // Springer. UK. 2011. P. 242–262.
  8. Дегтярева В. М., Фальченко Л. А. Использование специальных методов и приемов обучения на уроках иностранного языка при работе с детьми с ОВЗ // Инновационная наука. 2020. № 8. С. 52–54.
  9. Иванова О. Ю., Федонина А. О. Технология проблемного обучения в практике преподавания иностранного языка // Актуальные вопросы лингвистики и лингводидактики в контексте межкультурной коммуникации: Материалы I Всероссийской научно-практической онлайн-конференции / Под редакцией О. Ю. Ивановой. Орел: Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева, 2021. С. 731–735.
  10. Бурлакова И. И. Использование кейс-технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла: на примере преподавания иностранных языков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2022. № 6(84). С. 69–74.
  11. Гончарова Е. А. Особенности использования кейс-метода при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Ч. 1. Прага: World Press, 2015. С. 109–111.
  12. Srinivasan M., Wilkes M., Stevenson F., Nguyen T., Slavin S. Comparing problem-based learning with case-based learning: Effects of a major curricular shift at two institutions // Academic Medicine. 2007. № 82(1). P. 74–82.
  13. Мелешко Д. И. Использование стратегии анализа проблемных ситуаций «Fishbone» на уроках иностранного языка // Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции в 3 частях: Ч. 2. Вологда: ООО «Маркер», 2015. С. 51–52.
  14. Васильева Ю. В., Белоновская И. Д. Проблемные ситуации как средство формирования компетенций командного профессионально-ориентированного взаимодействия студентов колледжа (на материале дисциплины «Иностранный язык»): учебно-методическое пособие. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2016. 167 с.

Читать