МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Суворова Евгения Юрьевна  –  старший преподаватель кафедры информационных образовательных технологий и систем, Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия, suvorova.itstep@gmail.com

УДК: 004.85

Актуальность изучения данной проблематики обусловлена тем, что современные теоретические исследовательские проблемы в области образования и практическая педагогическая деятельность равным образом требуют углубленного методологического обоснования, обеспечивающего системность и последовательность педагогических исследований и служащего научной основой для формирования новых концепций. В контексте профильной подготовки будущих IT-специалистов формирование их профессионального интереса является критически важным аспектом, поскольку его наличие является фактором, повышающим качество и эффективность образования, которое, в свою очередь, должно быть нацелено на подготовку IT-специалистов, способных успешно адаптироваться к новым вызовам быстро меняющейся индустрии информационных технологий и вносить существенный вклад в развитие цифровой экономики России. В статье на основе теоретического анализа стратегических документов, регламентирующих процесс цифровизации экономики и образования в Российской Федерации, а также анализа научных психолого-педагогических исследований, посвященных вопросам профильной подготовки будущих IT-специалистов, обосновывается необходимость формирования профессионального интереса у будущих IT-специалистов. Автором предложены определение понятия «профессиональный интерес будущих IT-специалистов», а также методологический базис, определяющий общую логику разработки эффективных стратегий его формирования у будущих IT-специалистов в процессе профильной подготовки и адаптированный к специфике данной конкретной предметной области.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, сфера IT, IT-специалист, профессиональный интерес, профессиональная деятельность, методологические подходы

Для цитирования: Суворова Е. Ю. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У БУДУЩИХ IT-СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 4. С. 39–56.

Список литературы:

  1. Глинкина О. В., Регент Т. М., Рыбьякова О. И. и др. Современные тенденции развития цифровой экономики: реалии, проблемы и влияние на финансы: монография. М.: ООО «Издательство «КноРус», 2019. 222 с.
  2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858.
  3. Указ президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 01.12.2016 г. № 642. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449.
  4. Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/33514.
  5. Распоряжение правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3684-р «Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2022–2030 г.)». URL: http://static.government.ru/media/files/skzO0DEvyFOIBtXobzPA3zTyC71cRAOi.pdf.
  6. Постановление Правительства РФ от 24 января 2017 г. № 57 «О создании Российского фонда развития информационных технологий» (с изменениями и дополнениями от 17 июня 2021 г.). URL: https://base.garant.ru/71595634.
  7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования». URL: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-postanovlenie-n1642-ot26122017-h3896612/programma.
  8. Винокурова М. И., Игнатьев В. П., Герасимова Р. Е., Алексеева И. С. Цифровая образовательная среда как условие развития цифровой компетенции будущего специалиста // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2020. № 4. С.18–21.
  9. Старцева Н. Н. Карьерно-профессиональные модели IT-специалистов: социологический аспект // Дискуссия. 2016. № 4(67). С. 125–132.
  10. Климова Ю. О., Усков В. С. К вопросу подготовки кадров для ИТ-отрасли в условиях цифровизации // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. № 2(16). С. 222–231.
  11. Бахтиярова Л. Н., Балунова С. А. Профессиональное самоопределение IT-специалистов в вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66(2). С. 44–47.
  12. Абрамова С. В., Балицкая И. В., Бояров Е. Н. и др. Современные подходы к подготовке специалистов в поликультурном метаобразовательном пространстве: коллективная монография. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2020. 138 с.
  13. Мотроненко И. К. Как устроено мышление программиста, или поиск тонкой связи между философией и компьютерной наукой (статья-размышление) // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 3. С. 12–15.
  14. Орел Е. А. Особенности интеллекта профессиональных программистов // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 2. С. 70–79.
  15. Водопьянова Н. Е. Журина М. А. Особенности ценностно-мотивационной сферы IT-специалистов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 26(2). С. 91–99.
  16. Алибутаев А. К. Силакова Л. В. Исследование методов и инструментов предотвращения эмоционального выгорания у сотрудников IT-компаний // Московский экономический журнал. 2022. № 7(6). С. 444–457.
  17. Зинченко В. О., Суворова Е. Ю. Формирование профессионального интереса у будущих IT-специалистов как педагогическая проблема // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, (Дербент, 27 февраля 2023 г.). Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». Махачкала: ООО «Издательство АЛЕФ», 2023. С. 229–235.
  18. Циулина М. В., Гревцева Г. Я. Системно-синергетический подход к проблеме рефлексивно-ценностного сопровождения профессионально-творческой подготовки студентов педагогического вуза // Гуманитарные науки. 2020. № 2(50). С. 155–160.
  19. Пантелеева М. В., Сухристина А. С. Компетентностный подход в образовании: российский и зарубежный опыт // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. № 8(4). С. 100–104.
  20. Яковлева Н. О. Информационный подход в педагогических исследованиях: сущность, значение, особенности реализации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2009. № 1(134). С. 16–22.
  21. Ларионова Г. А. Информационно-деятельностный подход к обучению студентов вуза и принципы его реализации // Вестник ОГУ. 2003. № 1. С. 18–21.
  22. Науменко Т. В. Деятельностный подход как объяснительный принцип современной социальной философии // CredoNew. 2013. № 1. С. 5–7.
  23. Зинченко В. О., Россомахина О. М. Методологическая основа практико-ориентированного обучения в вузе // Вестник Костромского государственного университета. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 26(1). С. 151–156.
  24. Гасаненко Е. А., Пономарева Л. Д., Царан А. А. Профессиональный имидж как фактор успешного профессионального становления студента технического вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59(1). С. 114–117.
  25. Суворова Е. Ю. Образовательный потенциал дополненной реальности. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 4. С. 30–35.

Читать