Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА
Курилина Юлия Васильевна – преподаватель института среднего профессионального образования, соискатель кафедры общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, y_grebenkina@mail.ru
УДК: 377
На современном этапе развития общества ученые и общественность все чаще отмечают усиление негативного влияния информационной среды на развитие и социализацию подрастающего поколения. Информационная среда занимает ниши, незаполненные ведущими институтами социализации (семьей, школой), становясь порой первичным институтом социализации для детей и подростков. С XX века в работах исследователей с позиций различных наук анализируются и раскрываются феномены информационной безопасности, информационной культуры, информационно-психологической безопасности. В данном исследовании за основу взято понятие информационно-личностной безопасности, под которой подразумевается свойство личности, характеризующее способность противостоять информационным опасностям благодаря знаниям об информационных угрозах современного общества, способах их преодоления, моделях деятельности в ситуациях негативного воздействия информационной среды; умениям распознавать информационные угрозы, манипулятивные приемы; навыкам противостояния информационным угрозам, безопасного поведения для себя и окружающих, критического осмысления информационного воздействия. В статье продемонстрированы результаты теоретического исследования, характеризующие структурные компоненты информационно-личностной безопасности (когнитивный, мотивационный, регулятивный, поведенческий, рефлексивный, личностный); для каждого компонента представлены критерии оценивания.
Ключевые слова: информационно-личностная безопасность, готовность педагога, медиапродукция, информационная безопасность, учреждения дополнительного образования, компоненты информационно-личностной безопасности, критерии информационно-личностной безопасности
Для цитирования: Курилина Ю. В. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЛИЧНОСТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА // Педагогические исследования. 2023. Вып. 4. С. 5–22.
Список литературы:
1. Мудрик А. В. Социализация человека. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2011. 736 с.
2. Барковская Я. В., Буданов С. А. Уголовно-правовая охрана несовершеннолетних от информационных преступлений // Техника и безопасность объектов уголовно-исполнительной системы: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. С. 287–289.
3. Волкодаева А. В., Балановская А. В. Анализ и тенденции рынка информационной безопасности в России // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020. № 1 (39). С. 226–232.
4. Волков М. М. Политические факторы информационной безопасности // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 1 (91). Ч. 2. Январь. С. 64–67.
5. Поляков В. П. Обеспечение информационной безопасности личности в современной информационной образовательной среде российского образования // Образовательное пространство в информационную эпоху: сборник научных статей Международной научно-практической конференции / Под редакцией С. В. Ивановой, И. М. Елкиной. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2022. С. 530–536.
6. Богатырева Ю. И., Привалов А. Н. Методические аспекты переподготовки учителей информатики в целях обеспечения информационной безопасности обучающихся // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции / Под ред. Л. Л. Босовой, Д. И. Павлова. М.: Издательство Московского педагогического государственного университета, 2019. С. 518–526.
7. Грачев Г. В. Формирование культуры личной информационной и психологической безопасности в условиях дистанционного обучения: возможности и перспективы // Личность в ситуации социальных изменений: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции / Под редакцией А. Ю. Смирновой. Саратов: Издательский центр «Наука», 2022. С. 46–51.
8. Петухова Л. П., Савин А. В., Пешкова Н. В. Коммуникативная компетентность, как детерминанта психологической безопасности личности студента в информационно-образовательной среде // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 3. С. 487–489.
9. Маслакова М. В. Информационно-психологическая безопасность – основа формирования информационной культуры личности // Инновации в образовании. 2019. № 1. С. 72–78.
10. Работкина С. В., Галахина Ю. В., Гаряшина Е. А., Градовский Г. Т Особенности обеспечения информационно-психологической безопасности личности и общества в современных условиях // Морская стратегия и политика России в контексте обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития в ХХI веке: сборник научных трудов. Черноморское высшее военно-морское училище имени П. С. Нахимова. Вып. 5. Севастополь: Издательство: Б.И.С., 2022. С. 132–136.
11. Самедова Ю. А., Дорохов А. Н., Григоров С. Ю. Педагогические аспекты формирования критического мышления как средства информационной безопасности будущих офицеров в условиях военного вуза // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 2. С. 209–213; URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38520.
12. Серебряник Е. Э. Формирование информационно-личностной безопасности школьника // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. № 11. С. 140–143.