ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хусаинов Руслан Равильевич  –  аспирант кафедры педагогических практик и сервисных индустрий, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, ruslanh123@inbox.ru

УДК: 378.4

Исследуются вопросы формирования гражданской позиции студентов в контексте грантовой деятельности. Отмечается, что в современном обществе гражданская позиция выступает значимым компонентом формирования активного гражданского общества. При этом грантовая деятельность является средством достижения этой цели, т. к. позволяет реализовать идеи и проекты, направленные на улучшение жизни общества и решение его проблем. Рассматриваются различные педагогические инструменты, которые могут быть эффективными в развитии гражданской позиции студентов, включая участие в волонтерских и благотворительных проектах, использование игровых технологий и реализацию учебно-исследовательских проектов. Анализируется зарубежный опыт грантовой поддержки студенчества в таких странах, как Германия, Англия, Канада, Швеция, Индия и Китай. Результаты исследования показывают: грантовая деятельность может быть эффективным средством для формирования гражданской позиции студентов, что обуславливает развитие их социальной ответственности, креативности, инноваций в различных областях деятельности и способствует развитию общества в целом. Результаты исследования полезны как для студентов, занимающихся грантовой деятельностью, так и для преподавателей, организаторов и руководителей проектов в данной области.

Ключевые слова: педагогика, воспитательный процесс, формирование гражданской позиции, развитие социальной ответственности, грантовая деятельность студентов

Для цитирования: Хусаинов Р. Р. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ В ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 63–77.

Список литературы:

  1. Палаткина Г. В., Шаронов А. А., Джангазиева А. С. Сущность и структура патриотических ценностей подростков // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. Т. 21. № 64. С. 14–19.
  2. Дубченкова Н. О., Палаткина Г. В. Формирование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 2. С. 196–200. DOI 10.17513/snt.39057.
  3. Палаткина Г. В., Тетерский С. В., Хусаинов Р. Р. и др. Методы педагогического менеджмента в развитии грантовой активности студентов вуза // Вопросы истории. 2023. № 4-1. С. 160–171. DOI 10.31166/VoprosyIstorii202304Statyi14.
  4. Малиновский А. В., Козлов В. А., Гершкович Н. А. Гражданская позиция: теория и практика: монография. М.: Юрайт, 2015. 208 с.
  5. Бокова А. И. Грантовая деятельность: практика применения и особенности управления. М.: Издательство «Проспект», 2019. 232 с.
  6. Волынкин В. И., Палаткина Г. В. Педагогическое сопровождение в социокультурной деятельности: монография. Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет», 2011. 230 с.
  7. Подвойский Л. Я., Трещев А. М., Рыкова Б. В. и др. Воспитательная деятельность: методология, содержание, технологии. Астрахань: Астраханский государственный педагогический университет, 2001.  532 с.  
  8. Васильев А. А., Канакова А. Е. Категория «грант» как правовой омоним // Управление наукой и наукометрия. 2023. № 1. С. 88–105.
  9. Чумаков А. Н. Формирование гражданской позиции студенческой молодежи в вузе: теория, методология, практика. М.: Издательский дом «Дело», 2015. 272 с.
  10.  Astin E. S., Sax L. J.  The impact of service-learning on college students. Michigan Journal of Community Service Learning. 1998. № 5 (1). P. 5–15.
  11.  Горкунова Е. К. Грантовая поддержка молодежи в области науки российскими негосударственными фондами // СГН. 2020. № 1 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grantovaya-podderzhka-molodezhi-v-oblasti-nauki-rossiyskimi-negosudarstvennymi-fondami.

Читать