К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»

Палаткина Галина Владимировна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, palatkinag68@mail.ru

Горина Инесса Валерьевна  –  аспирант кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»,

УДК: 37.013

В статье исследуются вопросы обновления педагогического инструментария проектирования процессов современного образования. В настоящее время, моделируя процессы образования, нельзя упускать из вида особенности современного общественного бытия. Эти особенности появились в результате интенсивного развития информационных технологий. В свою очередь, рост информационных технологий спровоцирован рядом факторов. Среди движущих сил интенсивности развития информационных технологий основными являются технический прогресс и возникновение новых угроз человечеству обусловленных «инфекционными агентами». Стремясь сократить распространение таких болезней, люди предпринимают различные меры. Самым эффективным методом предупреждения этих болезней является изоляция. В связи с чем актуализируется вопрос об изменениях в педагогических подходах к образованию, его замыслу и проектированию, т. е. его дизайну. В работе анализируются научные подходы, на основе которых строится педагогический дизайн, раскрывается сущность педагогического дизайна как науки, дается характеристика педагогического дизайна как процесса, обосновываются его цели.

Ключевые слова: педагогика, образование, дидактика, педагогический дизайн, обновление образования, педагогическое проектирование, бихевиоризм, когнитивизм, конструктивизм, прототипирование в образовании

Для цитирования: Палаткина Г. В., Горина И. В. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН» // Педагогические исследования. 2020. Вып. 2. С. 12–22.

Список литературы:

  1. Reigeluth C.M. Instructional design: What it is and why is it? In C.M. Reigeluth (Ed.), Instructional design theories and models: An overview oftheir current status Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum. Reigeluth, 1983. P. 3–36.
  2. Пулявская А.М. Конструктивизм: основные положения [Электронный ресурс]. URL:  https://nitforyou.com/konstruktivistskij-podxod/# (дата обращения: 04.07.2020).
  3. Позитивизм: Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс].  URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/позитивизм (дата обращения: 04.07.2020).
  4. Reiser R.A., Dempsey J.V.  Trends and Issues in Instructional Design and Technology (2 th Edition.). Upper River, New Jersey: Pearson Education, Inc., 2007. 575 p.
  5. Абызова Елена Витальевна Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник ВятГУ. 2010. № 3. С. 77–80.
  6. Ed Forest: Instructional Design [Электронный ресурс]. URL: https://educationaltechnology.net/instructional-design/ (дата обращения: 04.07.2020).
  7. Branch R.M., Gustafson K.L. What is educational design. Trends and challenges in educational design and technology // Handbook of Research on Educational Communications and Technology; [ed. by Robert Maribe Branch].  NY: ERIC Clearinghouse on Information and Technology.  2002. P. 16–25.
  8. Romiszowski A.J. Designing instructional systems. Decision making in course planning and curriculum design. London: Kogan Page. Romiszowski,  1981. 432 p.
  9.  Абызова Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории [Электронный ресурс] // Вестник ВятГУ. 2010. № 3. С. 12–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-dizayn-ponyatie-predmet-osnovnye-kategorii (дата обращения: 03.07.2020).
  10.  Любомирская Н.В. Коннективизм как способ приготовления пиццы [Электронный ресурс]. URL: https://pedsovet.org/dnevniki/pedsovet/konnektivizm-kak-sposob-prigotovleniya-pitstsy (дата обращения: 03.07.2020).
  11.  Branch R.M., Merrill M.D. (2012). Characteristics of instructional design models // Trends and Issues in Instructional Design and Technology (2 th Edition.). Upper River, New Jersey : Pearson Education, Inc. 2007. P. 8–16.
  12.  Подковырова В.Н. Основы педагогического дизайна [Электронный ресурс]. URL: http://school.uni?altai.ru/m_conf01/podkovirova?dezign.pdf (дата обращения: 04.07.2020).
  13.  Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J. Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1996. Vol. 36. № 5. P. 5–7.
  14.  Nieveen N.M.  Prototyping to reach product quality. Design approaches and tools in education and training. Dordrecht : Kluwer, 1999. P. 125–135.

Читать