ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНЩИНЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Анпилогова Татьяна Юрьевна  –  кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Луганский государственный университет имени Владимира Даля, Луганск, Луганская Народная Республика, Россия, dana-100@yandex.ru

УДК: 94:338

Одной из задач Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина 2 июля 2021 года, значится духовно-нравственное и патриотическое воспитание граждан на исторических и современных примерах. Ее решение предполагает активное применение средств историко-краеведческой деятельности в процессе формирования стойкой гражданско-патриотической и морально-нравственной позиции широких кругов обучающейся молодежи, в том числе студентов высшей школы. Создание эффективной системы историко-краеведческой работы в современном вузе требует изучения наиболее эффективных форм и методов данного вида деятельности в исторической ретроспективе. В связи с этим целью статьи стало определение и классификация методов исследования процесса развития историко-краеведческой деятельности студенчества в отечественной системе высшего образования. В результате автором представлены четыре методологических уровня (философский, общенаучный, конкретнонаучный, технологический) изучения процесса организации историко-краеведческой деятельности студенческой молодежи, имеющей сложный междисциплинарный, социально значимый характер и направленной на постижение истории и культуры родного края. Проанализировав ряд используемых в педагогике научно-методологических подходов, автор делает вывод о многоаспектности такого понятия, как историческое краеведение, одновременно выступающего в качестве системы, процесса деятельности, социального и исторического явления, объекта социокультурного влияния среды, фактора социализации студенчества, субъекта культуры.

Ключевые слова: историко-краеведческая деятельность, студенческая молодежь, уровни методологии, диалектический подход, парадигмальный метод, системный метод, синергетический метод, средовой метод, культурологический метод, психологическая теория деятельности, теория гуманизации, эмпирические методы, теоретические методы

Для цитирования: Анпилогова Т. Ю. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНЩИНЫ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 2. С. 27–48.

Список литературы:

  1. Юдин Э. Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал, 1997. 445 с.
  2. Кудинов В. А., Попова О. В. Теоретико-методологические основы изучения скаутинга как воспитательной системы личности подростка // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2008. Т. 14. С. 230–234.
  3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. 336 с.
  4. Трегубенко О. М. Природниче краєзнавство в системі вітчизняної шкільної освіти (20–80-ті роки ХХ століття): монографія. Луганськ: Вид-во ДЗ «ЛНУ імені Тараса Шевченка», 2011. 504 с.
  5. Жаркова А. А. Развитие личности участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2 (27). С. 187–190.
  6. Жилина А. И. Системный подход к управлению образованием в современных условиях // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2021. № 4. С. 295–308.
  7. Курейчик В. М., Писаренко В. И. Синергетические принципы в моделировании педагогических систем // Открытое образование. 2013. № 6. С. 16–23.
  8. Мухина А. И. Синергетический подход в развитии исследовательской компетентности педагога // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 3 (17). С. 51–55.
  9.  Швачко Е. В., Калугина Т. А. Средовой поход в методологи педагогического исследования: содержательный и функциональный аспекты // Педагогическая наука и практика. 2017. № 3 (17). С. 21–25.
  10. Петушкова О. Г. Средовой подход к профессиональному воспитанию студентов университета // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 4–1. С. 104–107. URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9749.
  11. Гайсина Г. И. Становление культурологического подхода как методологической основы педагогики // Гаудеамус. 2002. № 2 (2). С. 12–21.
  12. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. М.: Юрайт, 2022. 465 с.

Читать