Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ДОШКОЛЬНИК И РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ
Борытко Николай Михайлович – доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия, borytko@mail.ru
Сорокина Жанна Ивановна – ассистент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, zhanna1982_82@mail.ru
УДК: 373.2
Рассмотрено значение региональной культуры в аспекте развития детей дошкольного возраста и ее влияние на эмоциональное, физическое и интеллектуальное развитие ребенка. В процессе исследования определены основные авторы, доказывающие необходимость приобщения подрастающего поколения к традициям, ценностям, нормам и правилам общества, в котором растет ребенок. Определены основные задачи приобщения дошкольников к региональной культуре. Выделены виды целостного взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста и региональной культуры. Обозначены условия эффективного этнокультурного воспитания дошкольников. Определены средства приобщения дошкольников к культуре региона (народное декоративно-прикладное искусство, фольклор, современные информационные технологии). Проанализирован дошкольный возраст ребенка и выявлено, что данный период является сензитивным для приобщения к региональной культуре, поскольку именно в это время закладываются качества личности, образующие индивидуальность человека.
Ключевые слова: региональная культура, дошкольник, развитие дошкольника, приобщение к культуре, информационные технологии
Для цитирования: Борытко Н. М., Сорокина Ж. И. ДОШКОЛЬНИК И РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 4. С. 45–61.
Список литературы:
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 2012. 543 с.
- Мурзина И. Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры // Социологические исследования. 2004. № 2. С. 60–65.
- Стрельницкая Л. П. Образование и идеология. М.: Педагогика, 1995. 381 с.
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155). URL: http://base.garant.ru/77677348/.
- Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка. М.: Эксмо, 2004. 136 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М.: Политиздат, 1988. 321 с.
- Почебут Л. Г. Этнические факторы развития личности // Введение в этническую психологию.1995. № 6. С. 66–83.
- Эйбл-Эйбесфельд И. Поведение детей: культуры народов ко-сан, яномами, химба и эйпо // Культура. 1982. № 4. С. 5–29.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Питер, 2003. 138 с.
- Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Науч. ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. СПб.: Детство-пресс, 2011. 45 с.
- Борытко Н. М. Образование как социокультурная инновация // Народное образование. 2015. № 8. С. 25–48.
- Борытко Н. М. Пространство воспитания: образ бытия. Волгоград, 2000. 225 с.
- Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/HtmlConstructor/Index.
- Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов / А. Д. Грибанова, В. К. Калиненко, Л. М. Кларина и др.; Под ред. В. А. Петровского. М.: Аспект Пресс, 1995. 152 с.
- Козлова С. А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста. М.: Союз, 2001. 219 с.
- Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Политиздат, 1965. 216 с.
- Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. М.: Союз, 1961. 250 с.
- Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании М.: Политиздат, 1945. 411 с.
- Комарова Т. С. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. 2006. № 2. С. 3–8.
- Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. М.: Просвещение, 2008. 224 с.
- Халикова Р. Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис … канд. пед. Наук / АПН СССР; НИИ дошк. воспитания. М., 1984. 21 с.
- Вавилова Л. Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах Республики Коми (4-6 лет): автореф. дис ... канд. пед. наук. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 1993. 17 с.