ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зыкова Наталья Юрьевна  –  кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики физической культуры, педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Воронежский государственный институт физической культуры»,

Мазкина Ольга Борисовна  –  кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия, mazkina-olga@mail.ru

УДК: 371.311.1 + 378

В статье представлен опыт организации тьюторского сопровождения в системе высшего образования. Авторами отмечается, что перед современной системой образования стоит важная задача организации эффективной системы тьюторской деятельности в образовательном пространстве вуза, решение которой видится в реализации непрерывного индивидуализированного образования, позволяющего учесть индивидуальные возможности любого студента, что будет способствовать его самообразованию и саморазвитию. В качестве одного из путей решения данной проблемы предлагается рассмотреть тьюторское сопровождение индивидуальной траектории развития студента-первокурсника, способствующее его эффективной социальной адаптации. В структуре тьюторской деятельности раскрываются направления работы со студентами (административное, организационно-учебное, организационно-научное, организационно-внеучебное, корпоративное), формирующие у них умения общения, взаимодействия и взаимопомощи, способствующие развитию социально и профессионально значимых качеств личности, подготавливающие к будущей профессиональной деятельности. На материале эмпирического исследования обучающихся Воронежского института физической культуры доказана успешность тьюторского сопровождения адаптации студентов-первокурсников: уровень нервно-психического напряжения в норме, коммуникации устанавливаются продуктивно, уровень агрессивности, конфликтности в пределах нормы, они с готовностью включаются в установленный порядок образовательного пространства вуза.

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, индивидуализация образовательного процесса, образовательное пространство вуза, социализация первокурсников, адаптация первокурсников, социальная и учебная адаптация, будущая профессиональная деятельность

Для цитирования: Зыкова Н. Ю., Мазкина О. Б. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Педагогические исследования. 2021. Вып. 1. С. 58–74.

Список литературы:

  1. Романова Е.А. Позиция тьютора в системе современного высшего образования // Педагогические науки. 2017. № 4 (58). С. 53–55.
  2. Белицкая Е.В. Тьюторская система обучения в современном образовании Англии: автореферат дисс….канд. пед. наук. Волгоград, 2012. 24 с.
  3. Сергеева М.Г. Тьюторство в зарубежной и российской педагогической практике // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-4. С. 255–258.
  4. Файн Т.А. Тьюторство как технология социальной работы в образовательном пространстве общего образования // Технологии социальной работы в образовательной практике: коллективная монография / ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. Ульяновск: Издательство «Зебра», 2016. С. 5–18.
  5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2019. С. 132.
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития № 216н от 5 мая 2008 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/193313/ (дата обращения: 26.04.2021).
  7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71495630/ (дата обращения: 02.05.2021).
  8. Лухманова Т.В. Необходимо ли тьюторство российской высшей школе? [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. № 9. С. 493–495. URL: https://moluch.ru/archive/68/11560/ (дата обращения: 02.05.2021).
  9. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: «Речь», 2001. С.127–129.
  10. Дубовицкая Т.Д., Крылова А. В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2010. № 2. URL: www.psyedu.ru (дата обращения: 02.05.2021).

Читать