ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Данич Оксана Владимировна  –  кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры дошкольного и начального образования, докторант, Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, Витебск, Республика Беларусь; Академия образования, Минск, Республика Беларусь , odanich@mail.ru

УДК: 373.3

Рассмотрено содержание и конститутивные признаки читательской культуры в различных аспектах: библиотековедческом, филологическом, педагогическом, культурологическом. Проанализирован объем понятий культуры чтения, читательской культуры, читательской компетентности и читательской грамотности. Представлено авторское понимание читательской культуры как синтеза культуры чтения, где базовым элементом будет само чтение как универсальная культурная практика, как инструмент приобщения человека к ценностям духовной и социальной культуры и читательской грамотности, которая представляет собой владение читательскими умениями, обеспечивающими процесс чтения как вид речевой деятельности. В нашем понимании читательская культура – это владение совокупностью знаний, умений и навыков, позволяющих рационально организовать процесс чтения, усвоить содержание прочитанного и эффективно использовать читательские умения для образования, самообразования и самосовершенствования. В этом случае читательская культура становится базовым компонентом общей культуры личности. Содержание читательской культуры, а также ее компетентностная природа позволили автору выделить в структуре данного ментального образования четыре компонента: знаниевый (читательские и библиографические знания), деятельностный (метапредметные умения, владение которыми формирует компетентного читателя), мотивационно-ценностный (внутренние и внешние мотивы чтения как вида деятельности, отношение младших школьников к чтению как ценности), рефлексивно-оценочный (самопознание учащимися внутренних психических актов и состояний). Каждый из данных компонентов характеризуется показателями, соответствующими его характеристикам. Выделение компонентов читательской культуры, показателей сформированности и их качественная характеристика позволяют определить уровень читательской культуры и наметить пути и способы формирования и развития в образовательном процессе ее базового уровня, соответствующего психофизиологическим возможностям детей (в данном случае, младшего школьного возраста).

Ключевые слова: читательская культура; общекультурное развитие; младшие школьники

Для цитирования: Данич О. В. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА // Педагогические исследования. 2025. Вып. 2. С. 69–94.

Список литературы:

  1. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 560 с. URL: http://www.find-info.ru/doc/dictionary/publishing/fc/slovar-202-2.htm#zag-915.
  2. Лопатина Н. В. Читаем С. А. Трубникова: теория рекомендательной библиографии – основа ее будущего // Культура: теория и практика. 2018. № 4 (25). URL: http://theoryofculture.ru/issues/97/1148/.
  3. Плотников С. Н. Читательская культура в России. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 272 с.
  4. Чушкина С. Е. О подходах к определению понятия «читательская культура» // Вестник Башкирского университета. 2015.  Т. 20. № 2. С. 600–605.
  5. Сметанникова Н. Н. Чтение и грамотность: Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения. М.: МЦБС, 2007. С. 53–61. URL: http://www.mcbs.ru/files/File/smetannikova.pdf.
  6. Ходякова Л. А., Супрунова А. В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетентности (диагностика метапредметных умений) // Наука и школа.  2015. № 6. С. 87–94.
  7. Юстинская Г. М. Компетентностный подход к литературному образованию: литературная компетентность, литературное развитие, литературные способности // Русский язык и литература. 2016. № 3. С. 60–64.
  8. Ходякова Л. А., Супрунова А. В. Выявление уровня элементарной культурной грамотности как основного компонента общекультурной компетенции учащихся // Ученые записки Орловского государственного университета.  2018. № 3 (80). С. 419–425.
  9. Цукерман Г. А., Ковалева Г. С., Баранова В. Ю. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS-2016 // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2018. № 1. С. 58–78.
  10.  Рекомендации по результатам изучения читательской грамотности учащихся IV класса (2021/2022 учебный год) // Веснік адукацыі. 2022.
    № 12. С. 10–28.
  11.  Mullis I. V. S., Martin M. O. (eds) (2015) PIRLS 2016 Assessment Framework / Boston College, TIMSS and PIRLS International Study Center website. 194 с. URL: https://timssandpirls.bc.edu/pirls2016/framework.html.
  12.  Горбунова М. Б. Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся: подготовка к национальному исследованию качества образования // Веснік адукацыі. 2023. № 9. С. 5–11.
  13.  Гулецкая Е. А. Функциональная грамотность младшего школьника: интегративные компоненты // Веснік адукацыі. 2021. № 10. С. 3–45.
  14. Данич О. В. Лингвокультурная грамотность младших школьников: содержание и структура понятия // Веснік Віцебскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя П. М. Машэрава. 2024. № 3. С. 68–76.  
  15. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3–18.

Читать