Издается с 2020 года. ISSN 2782-2346
ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Хачатрян Лиана Ашотовна – преподаватель, соискатель кафедры общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, hachatryan-liana@mail.ru
УДК: 371.15
Профессиональное наставничество в педагогическом коллективе – это организованное взаимодействие, направленное на помощь молодым педагогам в накоплении практического опыта, оптимизации их профессиональной адаптации. Оно ориентировано на содействие в освоении методов и приемов труда, способов организации рабочего места и рационального распределения времени. Наставничество способствует более эффективному развитию навыков осуществления учебно-воспитательного процесса и общественной деятельности, установлению конструктивных отношений с коллегами и обучающимися, организации общения с ними и пр. Многоаспектность наставничества как формы сопровождения профессиональной адаптации молодых педагогов, современные представления о нем как о взаимодействии и взаимовлиянии наставника и подопечного требуют определения интегративных основ деятельности: факторов эффективности и принципов организации, задач и функций субъектов и т. д. В свою очередь, для обоснованного выбора форм, методов и принципов работы наставника и молодого педагога необходимо определить совокупность трудностей и проблем, с которыми встречаются педагоги разных возрастов на пути своего профессионального становления. Цель данного исследования – на основе анализа теоретических и эмпирических данных определить характеристики целевых, методологических, методических, содержательных аспектов наставнической деятельности как основания эффективной организации взаимодействия молодых и опытных педагогов. Результатами стали: раскрытые в контексте современных представлений о наставничестве, как взаимополезном сотрудничестве молодых и опытных педагогов, задачи, функции, формы данного процесса; выявленные актуальные затруднения молодых и опытных педагогов, относящиеся к коммуникативной (организация и поддержание общения с коллегами, обучающимися), эмоциональной (психологическое напряжение, эмоциональный дискомфорт), практической (организация учебного процесса и воспитательной работы) сферам; уточненные интегративные характеристики наставничества (методологические – ключевые принципы; содержательные, функциональные, субъектно-личностные). Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и конкретизации научных знаний о содержании, формах, принципах наставничества в педагогическом коллективе, условиях его эффективной организации. Результаты могут быть использованы для обеспечения эффективного взаимодействия молодых и опытных педагогов путем организации наставничества.
Ключевые слова: наставничество; педагогический коллектив; профессиональная адаптация; молодые педагоги; опытные педагоги; профессиональные качества; образование; сотрудничество
Для цитирования: Хачатрян Л. А. ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ // Педагогические исследования. 2025. Вып. 1. С. 157–182.
Список литературы:
- Демиденко В. А. Российские традиции педагогического наставничества // Обучение и воспитание в период детства: материалы международной научно-практической конференции «Педагог-наставник: история и современность», Оренбург, 22 ноября 2023 года. Оренбург: ОГПУ, 2024. С. 13–16. EDN FGDHFJ.
- Патутина Н. А., Ревина М. А. Модель управления наставничеством в педагогическом коллективе: теоретическое обоснование // Вестник Евразийской науки. 2021. Т. 13. № 5. URL: https://esj.today/PDF/40ECVN521.pdf EDN SCGMRQ.
- Хазова С. А., Ордынская В. Н. Оценка профессиональной компетентности педагога // Вопросы образования: современные тренды, технологии и качество: сборник статей. Новороссийск: АНО ВО Московский гуманитарно-экономический институт, 2024. С. 111–116. EDN FGDHFJ.
- Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Советская педагогика. 2014. № 4. С. 76–84.
- Егорова Т. В. Профилактика профессионального выгорания педагога как средство повышения качества образования // Управление качеством образования: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Ульяновск, 17 декабря 2021 года. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, 2022. С. 19–22. EDN KBFZUH.
- Топилина Н. В. Наставничество как форма педагогической деятельности современного учителя // Проблемы детства в фокусе междисциплинарных исследований: материалы IV-го Международного форума Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», Таганрог, 27 сентября 2023 года. Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2024. С. 132–137. EDN JPKAOY.
- Таховская Е. Н. Наставничество как эффективный метод адаптации молодых специалистов в системе СПО // PRO.Наставничество: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Геленджик, 05 июня 2024 года. Краснодар: ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, 2024. С. 81–83. EDN GNSRVX.
- Лапшова А. В. Содержание и особенности профессиональной деятельности педагога высшей школы // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2024. № 1(67). С. 56–60. DOI 10.46845/2071-5331-2024-1-67-56-60. EDN NFUIEN.
- Черевко М. А. Педагогическое наставничество как фактор профессионального становления молодых педагогов // Актуальные вопросы гуманитарных и социальных наук: от теории к практике: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 24 сентября 2024 года. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2024. С. 72–75. EDN NSYOQK.
- Глубокова М. Н. Инновационная профессиональная деятельность педагога в условиях цифровизации // Вестник педагогических наук. 2024. № 8. С. 161–165. DOI 10.62257/2687-1661-2024-8-161-165. EDN FPQATC.
- Батаршев А. В. Система психолого-педагогического сопровождения профессионально-личностного развития педагога // Человек и образование. 2015. № 1 (42). С. 16–21. EDN TTNIYB
- Пшеунова Л. И. Оценка деятельности преподавателя в системе качества образования // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 75–4. С. 128–131. DOI 10.18411/lj-07-2021-149. EDN WHPXVU.
- Мухина В. А. Индикаторы профессионального мастерства педагога // Психологический Vademecum: Профессиональный рост личности в поликультурной среде: региональный: сборник научных статей. Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2023. С. 227–230. EDN IWBTGA.
- Денисова В. В. Сохранение профессионального здоровья и обеспечение безопасности в образовательном пространстве педагогического вуза: результаты исследования // Экология, здоровье и безопасность в современном образовательном пространстве: сборник научных трудов по результатам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году экологии в России, Магнитогорск, 31 мая 2017 года / Под редакцией С. В. Петрова. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2017. С. 23–28. EDN TETKCP.
- Татаренко Л. М. Педагог и наставник: секреты профессионального мастерства // Студенческая наука – образованию: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Армавир, 12 апреля 2023 года. Армавир: Армавирский государственный педагогический университет, 2023. С. 38–40. EDN MQNAFH.