ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КОЛЛЕКТИВА КАФЕДРЫ ВУЗА В ЗЕРКАЛЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тарабановская Елена Александровна  –  кандидат педагогических наук, доцент; профессор кафедры педагогического образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, lesya.sky@ mail.ru

Романовская Ирина Александровна  –  кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой педагогического образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, kafedrapnpo@asu.edu.ru

УДК: 378

Обобщены ключевые элементы гражданско-патриотической позиции коллектива кафедры университета. Выражение гражданско-патриотической позиции преподавателями в рамках структурного подразделения вуза – кафедры – характеризуется авторами как один из ключевых элементов воспитательной системы университета. Определены этапы процесса создания коллективных медиакоммуникационных проектов, направленных на трансляцию гражданско-правовой позиции коллективом кафедры университета: 1) рефлексия исторического наследия, культуры общества, опыта общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей; 2) выбор из личного архива, общего фонда культуры того контента, который персонифицирован и отражает гражданско-патриотическое отношение к событию, может быть использован в воспитательной деятельности; 3) создание медиакоммуникационного продукта с учетом требований к видео- и аудиосопровождению; 4) размещение проекта в социальных сетях; 5) мониторинг обратной связи; 6) корректировка. Выявлено проблемное поле, позволяющее при дальнейшем исследовании совершенствовать медиакоммуникационную деятельность коллективов кафедр вузов в социальных сетях и иных цифровых ресурсах. Медиакоммуникационные проекты, отражающие гражданско-патриотическую позицию коллективов кафедр вуза, стабильно демонстрируют положительные индикаторы уровня одобрения, что свидетельствует об интересе к подобным проектам, готовности аудитории к диалогу. Однако индекс обсуждения данных проектов низок. Необходим поиск механизмов совершенствования диалоговости проектов гражданско-патриотической направленности. На основе обобщения практического опыта реализации медиакоммуникационных проектов, транслирующих гражданско-патриотическую позицию коллектива кафедры педагогического образования Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева (АГУ), делается вывод о значимости коллективных проектов в медиакоммуникационной деятельности.

Ключевые слова: вуз, гражданско-патриотическая позиция, кафедра, медиакоммуникационная деятельность, проект

Для цитирования: Тарабановская Е. А., Романовская И. А. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ КОЛЛЕКТИВА КАФЕДРЫ ВУЗА В ЗЕРКАЛЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 148–169.

Список литературы:

1. Суменков И. А. Современные подходы к содержанию гражданско-патриотического воспитания студентов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4(277). С. 14–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32277695.

2. Трещев А. М., Ивакина А. Л. Особенности формирования гражданской идентичности у старшеклассников сельской школы // Педагогические исследования. 2023. Вып. 1. С. 56–73. URL: http://aguped.ru/files/1(13)/56-73.pdf. 

3. Плотникова Е. Ю. Понятие и сущность гражданской позиции в педагогике и психологии // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 6(28). С. 218–226.  URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41499593_23842446.pdf.  DOI 10.23951/2307-6127-2019-6-218-226.

4. Амурская О. В., Стрелкова Я. А., Комарова И. Г. Формирование ценностных ориентаций у будущего учителя-гражданина, патриота отечества // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 7 (97). URL: https://research-journal.org/archive/7-97-2020-july/formirovanie-cennostnyx-orientacij-u-budushhego-uchitelya-grazhdanina-patriota-otechestva.

5. Гревцева Г. Я. Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодежи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 3(45). С. 18–26. URL: DOI 10.7442/2071-9620-2019-11-3-18-26. https://journal.midis.ru/services/48/2053/.

6. Нуркова В. В. История как личный опыт // Историческая психология и социология истории. 2009. Т. 2. № 1 С. 5–27 URL: https://www.socionauki.ru/journal/articles/129792/. 

7. Гуреева А. Н. Социальные сети как медиакоммуникационный ресурс управления имиджем российского вуза // Медиаскоп. 2015. Вып. 1. URL: http://www.mediascope.ru/1674.

8. Павлов А. В. Генри Дженкинс, акафан-утопист // Конвергентная культура / Пер. с англ. Рипол Классик, 2019. Гл. 1. С. 5–21.

9. Asmus N. G., Masgutova M. F., Zabolotneva O. L. Linguistic features of gender differences in blog communication // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Chelyabinsk State University. Vol. 86. 2020. P. 45-52. DOI 10.15405/epsbs.2020.08.6. URL:  https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.08.6.  

10. Кравец А. С. Соотношение личностных и общественных (общезначимых) смыслов // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 2. С. 8–23. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/lingvo/2013/02/2013-02-02.pdf.

11. Хорольский В. В. Прецедентные феномены и языковая игра как приемы усиления когнитивного потенциала медийного текста // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: cборник научных трудов. Орел: Орловский государственный институт культуры. 2019. Вып. 16. С. 96-110.  https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42522025_24829842.pdf.  

12. Гришин А. С., Ильина С. А., Пичугина М. В., Турнова Ю. И. Когнитивная оценка восприятия информации при чередовании различного типа видеоконтента // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5 (142). С. 224–230. DOI: 10.34772/KPJ.2020.142.5.033 URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44546401_79955117.pdf.

13. Плотникова И. В., Редько Л. А., Шевелева Е. А., Ефремова О. Н. Проектная деятельность как составляющая часть научно-исследовательской деятельности студентов в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30669.  

14. Широколобова А. Г., Долгова Н. И. Видеопроект как форма самостоятельной работы студентов по дисциплине «Иностранный язык» в неязыковом вузе // Открытое и дистанционное образование. 2019. № 1(73). С. 33–38. URL: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1824/files/73_033.pdf. DOI 10.17223/16095944/73/4

15. A-Z edu. Мультимедийный проект «Живая педагогика». URL:  https://www.youtube.com/channel/UCkIyOKymKagU1hEFROIv5NQ.

16. Страница кафедры педагогического образования Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева. URL:  https://vk.com/public202132067.

Читать