ПАТРИОТИЗМ КАК ДЕТЕРМИНАНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ТРЕНД

Хазова Снежана Александровна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры общей и социальной педагогики, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, snkhazova@gmail.com

УДК: 37.016

В статье теоретически и эмпирически обоснована тенденция включения патриотизма как качества личности в состав ключевых детерминантов конкурентоспособности. Раскрыты подтверждающие данный тезис основания, которые исходят из современной публичной повестки, отражающейся в выступлениях руководителей страны, реальных действиях правительства; из заявлений публичных личностей – представителей культуры, искусства, медиасообществ; из фактических данных социально-экономической жизни страны, зафиксированных в публикациях СМИ, статистических отчетах и т. д. Приведены результаты опроса представителей профессиональных сообществ (а именно руководителей ряда организаций и отдельных подразделений из непроизводственной сферы экономики), свидетельствующие о признании патриотизма и иных нравственных гражданских качеств личности как критериев при приеме на работу новых специалистов, решении вопросов о поощрении сотрудников, продвижении по службе и т. д. Показано, что государственный патриотизм, гражданская ответственность, просоциальная активность и подобные характеристики личности постепенно включаются в состав феноменов организационной культуры, профессиональной этики и, как следствие, «идеальных портретов» специалистов ряда сфер деятельности. Определены актуальные задачи образовательной практики и педагогической науки по обеспечению должного уровня работы по воспитанию патриотизма у подрастающего поколения россиян в соответствии со спецификой современных детей, подростков и молодежи, с учетом особенностей текущего состояния общественно-политической жизни страны и целевых ориентиров ее развития. Сформулирован ряд предварительных направлений научных исследований в данной области, касающихся потенциально эффективных в новых условиях методов воспитания, образовательных теорий и концепций, важных направлений педагогической деятельности, модернизация и реализация которых может стать действенным механизмом возрождения системы патриотического воспитания в России. В данном аспекте названы и охарактеризованы традиционные методы воспитания (в частности, методы приучения и принуждения, поощрения и порицания, включая наказание), концепция витагенного обучения (экстраполяция ее положений, принципов, приемов в предметную область воспитания личности), теоретические положения семейного воспитания и задачи образовательной науки и практики по его педагогическому сопровождению в соответствии с задачами патриотического воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, конкурентоспособность, детерминант, государственный заказ, запросы общества и экономики, тенденции развития

Для цитирования: Хазова С. А. ПАТРИОТИЗМ КАК ДЕТЕРМИНАНТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ: СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ТРЕНД // Педагогические исследования. 2023. Вып. 3. С. 26–45.

Список литературы:

  1. Емельянова Л. А., Казанцев С. М. Соревнование и конкуренция как формы взаимодействия субъектов профессиональной деятельности // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 4 (210). С. 108–114.
  2. Фатхутдинов Р. А. Ориентация обучения на конкурентоспособность // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 38–44.
  3. Шарафутдинова М. Н., Низовских Н. А. Психологическая готовность к управлению и саморегуляция поведения как компоненты потенциальной конкурентоспособности учащихся старших классов // Образование и саморазвитие.  2019.  Т. 14.  № 4.  С. 72–80.
  4. Жупник О. Н.  К определению понятия «ценностный тренд» // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2019. № 1. Т. 5 (71). С. 22–29.
  5. Смирнов С. А. Аналитика и диагностика антропологических трендов // Вестник НГУЭУ. 2014.  № 9.  С.13–47.
  6. Суров Д. Н. Новые тренды в образовании // Международный научно-исследовательский журнал.  2021. № 6 (108). Ч. 4. С. 151–154.
  7. Алиев Т. И. Государственно-патриотическое воспитание сотрудников правоохранительных органов и специальных служб России в педагогической аксиологии // Философия образования. 2022. № 4. С. 123– 133.
  8. Куликов С. П., Грибов Д. Е. Патриотические установки в массовом сознании молодежи и старших поколений в современной России: динамические и статические характеристики // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. Т. 20. С. 236–245.
  9. Томилина С. Н., Манецкая С. В. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 107 (03). С. 1–12.
  10. Саенко Л. А., Трунов Н. Н., Липилина Е. Ю., Макрушина И. В. Конкурентоспособность как нравственное личностное свойство студентов и показатель качества воспитательной деятельности вуза //
    Педагогические исследования. 2023. № 1. С. 5–23.
  11. Демкина Е. В., Романюк С. Н. Модель педагогической профилактики социального инфантилизма обучающихся высших учебных заведений // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология».  2020.  № 2.  С. 111–117.
  12. Маркова С. В., Мезинов В. Н. Личностная зрелость как компонент конкурентоспособности педагога // Педагогика. 2019. № 7. С. 79–84.
  13. Белкин А. С. Витагенное образование: многомерно-голографический подход: технология XXI века.  Екатеринбург: Издательство «Дрофа», 2001. 63 с.

Читать