СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Аймешева Зарина Мухажановна  –  аспирант кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», zarina063@rambler.ru

УДК: 376-056.2/37.018

Проблема делинквентного поведения является одной из актуальных проблем современного общества. Ее актуализация обусловлена ростом масштабов подростковой преступности, трудностями коррекции девиантного поведения, что продуцирует особый интерес к изучению явления делинквентного поведения детей-сирот. Систематизация научных данных по проблеме делинквентного поведения детей-сирот позволила констатировать, что ее анализ требует реализации системного подхода. Данный подход дал возможность определить взаимосвязь различных неблагоприятных детерминант, которые негативно сказываются на процессе становления личности несовершеннолетнего, воспитывающегося в учреждениях для детей-сирот, и его поведении. На основе анализа психолого-педагогической литературы систематизированы основные подходы к проблеме деликвентного поведения в отечественной психологии. Автором уточнено понятие «делинквентное поведение» как совокупности противоправных действий детей и подростков, которые представляют собой их оппозицию существующей реальности и угрожают благополучию других людей или общественному порядку, выявлены психологическая природа, условия и факторы делинквентного поведения детей-сирот.

Ключевые слова: дети-сироты, делинквентное поведение, девиантное поведение, характеристики, подростки, воспитание, обучение, общество

Для цитирования: Аймешева З. М. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ // Педагогические исследования. 2020. Вып. 1. С. 58–68.

Список литературы:

  1. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. М.: ВЛАДОС, 2014. 351 с.
  2. Голубев Ю.В. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013.
    № 18. С. 138–140.
  3. Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. СПб: ПОНИ, 2010. 316 с.
  4. Паатова М.Э., Бегидова С.Н., Хакунов Н.Х. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» детей-сирот // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. С. 96–104.
  5. Ганишина И.С. Формирование девиантного, аддиктивного и делинквентного поведения несовершеннолетних в условиях жизни в неблагополучной семье // Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. Под общей редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2019. С. 241–250.
  6. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. 332 с.
  7. Макушкин Е.В. Агрессивное криминальное поведение у детей и детей-сирот с нарушенным развитием. М.: ОСЮ «Медицинское информационное агентство», 2009. 240 с.
  8. Музаева Ю.А. К вопросу о минимизации проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006. Т. 3. № 20. С. 120–122.
  9. Кравцова Т.М. Особенности строения картины мира девиантных подростков (на примере детей-сирот и подростков с криминальным поведением) // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 96–107.
  10. Маст С.В. Аддиктивное поведение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как особая форма девиации // Специальное образование. № 4. С. 117–128.
  11. Моисеева М.Г. Основные подходы к проблеме девиантного поведения детей-сирот // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6. С. 7–11.

Читать