СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Дрягалов Вячеслав Сергеевич  –  магистрант факультета педагогического образования, искусства, сервиса и культуры ФГБОУ ВО «Астраханской государственный университет», научный сотрудник лаборатории по исследованию социально-политической и культурной динамики Нижнего Поволжья и Прикаспия, helios82@yandex.ru

Дрягалова Зинаида Геннадьевна  –  учитель-дефектолог МБДОУ г. Астрахани «Детский сад № 64»,

Каширская Ольга Петровна  –  магистр культурологии, начальник планово-экономического отдела ООО «ПКФ ДЮНА – АСТ»,

УДК: 392.9

Институты современного общества в силу целого ряда тенденций, к которым можно отнести формирование виртуального пространства как дополнительной жизненной среды и интенсивную цифровизацию, значительно ускоряющую привычный жизненный темп, находятся в стадии радикальных изменений социальных структур. Подобные изменения, приводящие к утрате привычных ценностей, вынуждают индивидов искать новые точки опоры в виде формирования традиций, отвечающих запросам общества. Это довольно сложный процесс, поскольку культура, с одной стороны, не может не реагировать на инновации, приводящие к глобальным изменениям, т. к. в данном случаем речь идет об общемировых процессах и есть риск остаться в изоляции на довольно неопределенный срок, с другой стороны, безоговорочное принятие чужих ценностей может привести к распаду общества в силу потенциальной потери собственной самости и уникальности. В качестве базового социального основания, сохранение которого в современной России является основным критерием принятия/неприятия тех или иных инноваций, система государственного управления и регулирования называет институт семьи, и с этой точкой зрения согласно большинство исследователей и практики. Именно семья формирует основы менталитета, традиции гражданской самоидентификации, способствуя тем самым и процессам социализации, которые, беря свое начало еще в русле семейных традиций, получают активное продолжение в учреждениях системы образования, чья основная миссия – формирования гражданских ценностей у подрастающего поколения.

Ключевые слова: общественные институты, семья, ценности, традиции, культура, социум, образовательная система, воспитание, социализация

Для цитирования: Дрягалов В. С., Дрягалова З. Г., Каширская О. П. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Педагогические исследования. 2020. Вып. 4. С. 1–12.

Список литературы:

  1. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Харвест, 2003.496 с.
  2. Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М.: Наука, 2007. 256 с.;  Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 2004.429 с.
  3. Вебер М. Основные социологические понятия/ пер. с нем. М.И. Левиной // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 89–127.
  4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.603 с.
  5. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Изд-во политической литературы, 1976. 216 с.
  6. Этуев А.Б. Культурная идентичность в контексте глобализации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009.№1. С. 210–220.
  7. Жаде З. Российская идентичность на Северном Кавказе. М.: Социально-гуманитарные знания; Майкоп: Качество, 2010. 247 с.
  8. Биктагирова Г.Ф., Валеева Р.А., Биктагиров Р.Р. Семейные традиции: вопросы теории и социального проектирования. Казань: Отечество, 2012. 227 с.
  9. Акутина С.П. К проблеме классификации семейных духовно-нравственных ценностей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 94. С. 9–15; Аргунова В.Н. Социальная справедливость: ценностно-институциональный анализ. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. 312 с.; Хабарова Т.Ю. Историко-методологические основы развития креативности младших школьников средствами семейных традиций // Вестник ТГУ. 2010.№ 8 (88). С. 112–116.
  10. Маркова Т.А. Педагогические условия приобщения младших школьников к семейным традициям: автореф. дис. …канд. пед. наук. Ярославль, 2007. 19 с.
  11. Малиновский Б. Научная теория культуры. М.: ОГИ, 2005. С. 115.
  12. Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2009.№ 2. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/2/Kosinova_Tradition/ (дата обращения: 10.12.2020).
  13. Там же.
  14. Кашин В.В., Никишова М. Проблема традиции как забота о будущем// Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. №5. С. 4–12.
  15. Стовба А.В. Социальные функции традиции [Электронный ресурс] // Междисциплинарные исследования в науке и образовании.2012. № 1. URL: mino.esrae.ru/158-1098 (дата обращения: 10.12.2020).

Читать