ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ В НЕФОРМАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРОЙ СРЕДЕ

Подлипалин Алексей Алексеевич  –  ассистент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, necron-09@mail.ru

УДК: 37.013.8

Поведение человека является феноменом, определяющим структуру коммуникаций общества, что обусловливает структуру самого общества и его жизнедеятельность. Современный мир характеризуется негативными проявлениями в поведении людей, которые могут носить признаки маргинализации или делинквентности. Эти признаки приводит к дисбалансу в функционировании любого общества. Особенно это остро ощущается в молодежной среде, т. к. она характеризуется такой возрастной спецификой, как максимализм, абсолютизм, отрицание существующих порядков, стремление к независимости. Зачастую молодежь не прислушивается к рациональному, воспринимает действительность эмоционально, гипертрофированно. Внушаемость и авторитет «улицы» приводят к межличностным конфликтам, которые могут перерасти в неприятие не только других, но и себя. Особенно остро это ощущается в молодежной неформальной среде. Неформальная молодежная среда, содержащая элементы субкультуры, может иметь крайне негативное влияние на подростка: существующие молодежные лидеры уводят его в сторону девиации, отклоняющегося от общепринятой нормы поведения. Поэтому возрастает роль позитивного влияния целенаправленной социализации на молодежь с применением образовательного инструментария, объединенного в современные педагогические формы, которые нейтрализуют негативное влияние субкультурной среды.

Ключевые слова: молодежь, неформальная субкультурная среда, девиантное поведение, делинквентное поведение, педагогические формы, духовно-нравственное развитие, воспитание, поколение

Для цитирования: Подлипалин А. А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФОРМЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ НЕГАТИВНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ В НЕФОРМАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРОЙ СРЕДЕ // Педагогические исследования. 2020. Вып. 1. С. 69–77.

Список литературы:

  1. Гусев Н.Н., Огнева М.В. Молодежь как особая социально-демографическая общность и ее стратификационные показатели в современном российском обществе [Электронный ресурс] // Современная наука. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-kak-osobaya-sotsialno-demograficheskaya-obschnost-i-ee-stratifikatsionnye-pokazateli-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 28.09.2020).
  2. Кашуркина С.С. Жизненные ресурсы среды и стратегии самосохранительного поведения молодежи в условиях общества риска [Электронный ресурс] // Вестник КазГУКИ. 2009. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-resursy-sredy-i-strategii-samosohranitelnogo-povedeniya-molodezhi-v-usloviyah-obschestva-riska (дата обращения: 28.09.2020).
  3. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2003. 288 с.
  4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 576 с.
  5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 159.
  6. Палаткина Г.В., Подлипалин А.А. Педагогическая профилактика девиантного поведения у учащейся молодежи // Педагогическое образование: вызовы ХХI века. Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластенина / Под редакцией Е.В. Андриенко, Л.П. Хуйковой. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2019. С.136–141.
  7. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Академия, 2003. 335 с.
  8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya (дата обращения: 28.09.2020).
  9. Ситак Л.А., Асатрян Е.А. Нравственное воспитание - процесс целенаправленного формирования личности ребенка // Гуманитарный научный журнал. 2017. №1. С. 58–60.
  10.  Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: автореф. дис. д-ра пед. наук.  М., 2007. 42 с.

 

Читать