СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИНТЕРАКТИВНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОСТИ

Кривых Наталья Ивановна  –  кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ГАОУ АО ДПО «Институт развития образования «Платформа»,

Кривых Людмила Дмитриевна  –  кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, lud-krivykh@mail.ru

Багринцева Ольга Борисовна  –  кандидат филологических наук, доцент; заведующий кафедрой английского языка и технического перевода, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, bagrintsevaob@gmail.com

УДК: 37.02

Статья посвящена проблеме необходимости оценки и отбора образовательных технологий с учётом их эффективности и результативности в долгосрочном периоде. Актуальность данной проблемы заключается в том, что тренд «life-long learning» как «учение через всю жизнь», противопоставленное традиционному «учению на всю жизнь», предполагает постоянное развитие личной эффективности сегодняшних студентов, а образовательные технологии, методы и приемы призваны подготовить обучающихся к эффективному реагированию на постоянные изменения. Отбор современных образовательных инструментов через принцип интерактивности меняет логику образовательного процесса (обучение не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение), отвечает требованиям времени и задачам, стоящим перед образовательной системой. Авторами предложены для рассмотрения несколько интерактивных технологий: проблемное обучение, организация проектноисследовательской деятельности, digital-технологии, контекстное обучение, game-технологии, технологии формирования 4К (критического и креативного мышления, кооперации и коммуникации). Потенциал интерактивных образовательных инструментов позволит будущим специалистам достичь востребованных в XXI веке результатов – сформированных «гибких» компетенций, позволяющих быть конкурентоспособными и проактивными в VUCA-мире. Статья адресована учителям и преподавателям иностранных языков, всем интересующимся методикой обучения иностранным языкам на основе новых технологий.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, современные образовательные интерактивные технологии, инновационные модели обучения, «гибкие навыки», личная эффективность, технология проблемного обучения, технология контекстного обучения, технология организации проектно-исследовательской деятельности, технологии формирования 4К, digitalтехнологии, game-технологии

Для цитирования: Кривых Н. И., Кривых Л. Д., Багринцева О. Б. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИНТЕРАКТИВНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ЭФФЕКТИВНОСТИ // Педагогические исследования. 2020. Вып. 2. С. 1-11.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Психология и социальное конструирование реальности // Психолог и общество: диалог о взаимодействии». М., 2008. С. 6–7.
  2. Нечаев М.П., Романова Г.А. Интерактивные технологии в реализации ФГОС. 5–11 классы. М.: ВАКО, 2016. 208 с.
  3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
  4. Лернер И.Я. Методы обучения / Дидактика средней школы: учебное пособие / под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. С. 181–215.
  5. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965. № 3. С. 115–127.
  6. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А., Казачкова Т.Б., Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. СПб.: КАРО, 2015. 176 с.
  7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 241 с.
  8. Дмитренко Т.А. Современные технологии обучения иностранному языку в системе высшего образования. М.: МПГУ, 2020. 164 с.
  9. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта. М.: Луч, 2018. 640 с.
  10.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 174 с.
  11. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5–11 классы. М.: ВАКО, 2016. 160 с.

Читать