ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ВЫБОРА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Коленкова Наталья Юрьевна  –  кандидат психологических наук; доцент кафедры общей и когнитивной психологии, начальник управления основных образовательных программ, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, njkolenkova@yandex.ru

Унтервальд Юлия Вячеславовна  –  старший преподаватель кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования, начальник отдела проектирования и реализации учебного процесса, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, yuntervald@mail.ru

Козак Марина Викторовна  –  старший преподаватель кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования, начальник отдела взаимодействия со студентами, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, marinakozak05@rambler.ru

УДК: 37.0

Описаны опыт внедрения и реализации индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) в Астраханском государственном университете имени В. Н. Татищева (АГУ). Рассмотрены методологические подходы к построению образовательного процесса с учетом предоставления обучающимся возможности осуществлять выбор различных элементов обучения. Представлены результаты изучения толерантности/интолерантности к неопределенности как психолого-педагогического базиса совершаемого студентами выбора. Определены организационно-педагогические условия реализации ИОТ, среди которых: включение в модель педагогической системы дополнительного структурного компонента – образовательная среда; структурирование образовательной программы в соответствии с принципами модульности, вариативности, гибкости; включение студентов в деятельность, органично связанную с потребностями профессиональной практики, с одной стороны, и личностными мотивами и смыслами самого студента – с другой; создание комфортного психолого-педагогического климата при формировании ИОТ будущего специалиста.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная траектория (ИОТ), индивидуальный образовательный маршрут, образовательная среда, образовательное пространство, основные образовательные программы, общеуниверситетские элективные дисциплины, персонализация

Для цитирования: Коленкова Н. Ю., Унтервальд Ю. В., Козак М. В. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ВЫБОРА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 94–112.

Список литературы:

  1. Петрухина О. А. Возможности индивидуализации обучения студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019. № 3 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-individualizatsii-obucheniyastudentov-v-obrazovatelnom-protsesse-pedagogicheskogo-vuza.
  2. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд?во КГУ, 1982. 224 с.
  3. Байбородова Л. В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: монография. Ярославль: Изд?во ЯГПУ, 2011. 281 с.
  4. Педагогическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993–1999. Т. 2.
  5.  Кутузов А. В. Сущность индивидуализации образования в современной школе. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-individualizatsii-obrazovaniya-v-sovremennoy-shkole.
  6. Крупнов Ю. В. Практика персонального образования. URL: http://personaledu.narod.ru/6.htm.
  7. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006. 176 с.
  8. Персонализированное образование в проекции профессионального будущего: методология, прогнозирование, реализация: монография / Э. Ф. Зеер, Д. П. Заводчиков, Е. В. Лебедева [и др.]; под ред. Э. Ф. Зеера, В. С. Третьяковой. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 120 с.
  9. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
  10. Корнилова Т. В. Новый опросник толерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 1. С. 74–86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=14280668.
  11. Корнилова Т. В. Интеллектуально-личностный потенциал человека в условиях неопределенности и риска. СПб.: Нестор-История, 2016. 344 с.

Читать