РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Лях Геннадий Юрьевич  –  старший преподаватель кафедры физического воспитания, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, lyah_gena@bk.ru

УДК: 378.4

В статье описана теоретически разработанная и эмпирически обоснованная модель развития конкурентоспособности бакалавров в здоровьесберегающей образовательной среде вуза. Ее реализация ориентирована на достижение интегративного образовательного результата: формирование конкурентных качеств обучающихся при обеспечении сохранения и совершенствования их здоровья. Целевые и методические ориентиры педагогической деятельности в рамках модели исходят из доказанных взаимосвязей между конкурентными качествами личности и показателями физического, социального и психологического здоровья. В организационно-содержательном плане модель раскрывает систему физкультурно-оздоровительного сопровождения развития конкурентоспособности студентов, функционирование которого обеспечивает формирование конкурентных качеств и напрямую, и опосредованно (укрепляя здоровье), создавая предпосылки для действенного использования потенциала физического воспитания в решении важных задач подготовки кадров. В качестве ключевого фактора развития конкурентоспособности рассматривается физкультурно-оздоровительная активность студентов, которая реализуется в разных формах, соответствующих индивидуальным возможностям, потребностям, интересам.

Ключевые слова: конкурентоспособность студентов, конкурентные качества, показатели здоровья, здоровьесберегающая среда вуза, модель подготовки конкурентоспособных бакалавров

Для цитирования: Лях Г. Ю. РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БАКАЛАВРОВ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА // Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 75–93.

Список литературы:

  1. Губа В. П., Неверкович С. Д. Современные реалии физкультурно-спортивного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 5. С. 31–34.
  2. Хазова С. А., Дрофа Е. А. Образовательная среда вуза и оценка ее конкурентоформирующего влияния на студентов // Инновационные направления развития в образовании, экономике, технике и технологиях: сб. статей Межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х частях. Под общей редакцией В. Е. Жидкова. Ставрополь: Издательство Ставролит, 2018. С. 316–322.
  3. Андреев В. И. Базовые законы и идеология гарантированного качества высшего образования // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 11–16.
  4. Бегидова С. Н., Хазова С. А. Сущность и содержание конкурентоспособности личности // Школьные технологии. 2016. № 1. С. 14–18.
  5. Лабинская А. В., Макаров М. Ю. Подготовка конкурентоспособного специалиста в образовательных организациях высшего профессионального образования // Пожарная и техносферная безопасность: проблемы и пути совершенствования. 2020. № 2 (6). С. 244–248.
  6. Николаев Н. А. Методический подход к повышению конкурентоспособности персонала на основе персонифицированного управления // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 2020. № 3. С.111–136.
  7. Фатхутдинов Р. А. Ориентация обучения на конкурентоспособность // Высшее образование в России. 2017. № 9. С. 4.
  8. Митина Л. М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М., СПб.: Изд-во «Нестор-История», 2019. 396 с.
  9. Маркова С. В., Мезинов В. Н. Личностная зрелость как компонент конкурентоспособности педагога // Педагогика. 2019. № 7. С. 79–84.
  10.  Шувалов А. В. Духовная безопасность как фундаментальная основа психологической безопасности личности // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2020. № 1 (51). С. 65–73.
  11.  Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2019. № 5. С. 19.
  12.  Помилуйко Ю. В., Хакунов Н. Х., Гунажоков И. К., Коджешау М. Х. Формирование физической культуры личности подростков в системе дополнительного образования (на примере занятий футболом) // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. № 5. С. 58–64.
  13.  Чермит К. Д., Заболотний А. Г., Мирза М. Ю. Научно-методические основы системы спортивно-направленного физического воспитания студентов высших учебных заведений // Наука: комплексные проблемы. 2018. № 1 (11). С. 18–26.
  14.  Дружилов С. А. Ментальное здоровье и здоровье личности: дефиниции понятий и психологические критерии // Фундаментальные и прикладные исследования в профилактической медицине. Материалы 50-й научно-практической конференции с международным участием «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология» и семинара «Актуальные вопросы современной профпатологии». Новокузнецк: Издательство ООО Полиграфист, 2015. С. 37–41.
  15.  Курысь В. Н., Магин В. А., Смышнов К. М., Денисенко В. С. Физическая подготовка студентов факультета физической культуры в контексте реализации идеи непрерывности профессионального образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2018. № 5 (68). С. 167–172.
  16.  Лукьяненко В. П., Муханова Н. В. Решение задач оздоровительной направленности в современных условиях организации процесса общего физкультурного образования // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма. Сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского государственного экономического университета «РИНХ», 2018. С. 119–125.
  17. Емельянова Л. А., Казанцев С. М. Соревнование и конкуренция как формы взаимодействия субъектов профессиональной деятельности // Уровень жизни населения регионов России. 2018. № 4 (210). С. 108–114.

Читать