ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Жирнов Владислав Валерьевич  –  аспирант кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, vladislav.zhirnov.96@mail.ru

Трещев Александр Михайлович  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры педагогики и непрерывного профессионального образования, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, treshev@asu.edu.ru

Тетерский Сергей Владимирович  –  доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, член Совета Российской академии образования по развитию диссертационных исследований в области наук об образовании, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, teterski@list.ru

УДК: 374.72

Рассмотрена геймификация как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, исследована сущность понятия «геймификация» с точки зрения отечественных и зарубежных авторов. Приведены характерные для геймификации механики, использующиеся в образовательном пространстве в целом и при обучении иностранным языкам в частности. Изучено влияние применения технологии геймификации в обучении иностранным языка на примере эффективности формирования лексико-грамматических навыков, улучшения техники чтения и развития других видов речевой деятельности. Проведена апробация результатов эффективности интеграции геймификации в дополнительное образование на базе Астраханского областного центра развития творчества. Представлена диагностика оценки уровня освоения образовательной программы по изучению иностранного языка. Приведены и описаны результаты диагностики до педагогического эксперимента и после.

Ключевые слова: геймификация, обучение, иностранные языки, образовательный процесс, дополнительное образование, иноязычная коммуникативная компетенция

Для цитирования: Жирнов В. В., Трещев А. М., Тетерский С. В. ГЕЙМИФИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 40–57.

Список литературы:

  1. Kapp K. The gamification of learning and instruction: Game-based methods and strategies for training and education. San Francisco, CA: Pfeiffer. 2012. 336 p.
  2. Добычина Н. В. «Компьютерные игры – театр активных действий» // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 149–158.
  3. Кapp K., Blair L., Mesch R. The Gamification of Learning and Instruction Fieldbook: Ideas into Practice. San Francisco: Wiley, 2013. 480 p.
  4. Алексеева А. З. Геймификация в образовании // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 4(24). С. 5–10.
  5. Салин А. С. Геймификация: осмысление и переосмысление // Видеоигры: введение в исследования. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2018. С. 296–334.
  6. Варенина Л. П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6. № 6-2. С. 314–317.
  7. Багринцева О. Б., Гроховская И. А. Нейропсихологический подход в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста методами сюжетно-ролевых игр // Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 68–82.
  8. Биджиева С. Х., Урусова Ф. А.-А. Геймификация образования: проблемы использования и перспективы развития // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 4. С. 1–10.
  9. Заболотских Е. Л. Метод геймификации как фактор повышения уровня владения лексико-граммитическими навыками у студентов неязыковых факультетов: дис … маг. пед. наук. Челябинск, Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2019. 109 с.
  10. Захарова К. В. Обучение школьников иностранному языку средствами геймификации // Научный старт 2022: Сборник статей магистрантов и аспирантов / Редколлегия: Л. Г. Викулова (отв. ред.) [и др.]. М.: Общество с ограниченной ответственностью «Языки Народов Мира», 2022. С. 79–85.
  11. Коренецкая И. Н. Геймификация в формировании иноязычной коммуникативной компетенции // Мир без границ: русский язык как иностранный в международном образовательном пространстве Vol. 2.0: Материалы Международной научно-практической конференции (Псков, 19–21 декабря 2019 года). Псков: Псковский государственный университет, 2020. С. 226–232.
  12. Свиридова Т. Н. Геймификация в обучении иностранному языку // Наука современности: проблемы и решения: Сборник научных статей. Том I. Часть III. М.: Издательство «Перо», 2019. С. 54–56.
  13. Сороковых Г. В. Геймификация как средство формирования иноязычных речевых способностей студентов // Язык и действительность. Научные чтения на кафедре романских языков им. В. Г. Гака: Сборник статей по итогам IV международной конференции (Москва, 13–15 марта 2019 года). Том 4. М.: ООО «Издательство «Спутник+», 2019. С. 384–390.
  14. Андреева С. Л. Использование элементов геймификации в образовательном процессе // BI-технологии и корпоративные информационные системы в оптимизации бизнес-процессов: Материалы V Международной научно-практической очно-заочной конференции. Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург), 2018. С. 11–14.

Читать