ФАКТОРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Джумагалиева Гульфия Рашидовна  –  кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия,

Джангазиева Альбина Саламатовна  –  кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, dalina_84@mail.ru

Джантасов Рауф Ильдарович  –  аспирант кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия,

УДК: 37.013

Главной характеристикой XXI века выступает мультикультурность, детерминированная глобализацией и частыми миграциями, борьбой с проявлениями этнической нетерпимости, сближение народов, которое происходит сейчас фактически во всех точках земли. Перед современной системой образования ставится важная задача: обучить детей взаимопониманию и уважению друг к другу, помочь им освоиться в мультиэтническом обществе, оставаясь при этом уникальными носителями своей культуры. Все это делает создание мультикультурного образовательного пространства неизбежным для достижения социального единства. В статье рассмотрена проблема проектирования безопасного мультикультурного образовательного пространства через концептуальные основы мультикультурного образования. Выявлены факторы, определяющие особенности проектирования безопасного мультикультурного пространства. Раскрываются такие феномены, как «пространство», «образовательное пространство», «мультикультурное образование» и «безопасное мультикультурное образовательное пространство».

Ключевые слова: мультикультурность, образовательное пространство, мультикультурное образование, мультикультурное образовательное пространство, безопасность образовательного пространства

Для цитирования: Джумагалиева Г. Р., Джангазиева А. С., Джантасов Р. И. ФАКТОРЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА // Педагогические исследования. 2022. Вып. 3. С. 5–23.

Список литературы:

  1. Коротаев А. МОМ: Россия занимает третье место в мире по числу мигрантов после США и Германии. URL: https://tass.ru/obschestvo/3219064.
  2. Национальный состав России 2022 (перепись 2010). URL: http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii.
  3. Песоцкии? Ю. С. Высокотехнологическая образовательная среда: принципы проектирования // Педагогика. 2002. № 5. С. 26–35.
  4. Современный образовательный процесс, основные понятия и термины. URL: http://didacts.ru/ dictionary/1025/word/obrazovatelnoe-prostranstvo.
  5. Шалаев И. К., Веряев А. А. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства // Педагог. 1998.  № 4.  URL: http://www.uni-altai. ru/Journal/pedagog/pedagog_5/index.html.
  6.  Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2(97). С. 32–36.
  7. Палаткина Г. В. Межнациональная и межконфессиональная толерантность как основа мультикультурного образования полиэтнического региона // Этнопанорама. 2001. № 3. С. 94–97.
  8. Богомягкова О. Н. Психологическая безопасность образовательного пространства вуза // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2013. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-bezopasnost-obrazovatelnogo-prostranstva-vuza.
  9. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. М.: Академический Проект. 2014. 204 с.
  10.  Дрозд К. В., Плаксина И. В. Проектирование образовательнои? среды школы как педагогическая инновация: научно-методическое сопровождение: учеб.-метод. пособие. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. 456 с.
  11.  Палаткина Г. В. Проблемы современной этнической педагогики Астрахань: Астраханский государственный педагогический университет, 2000. 120 с.

Читать