ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

Мамина Вероника Павловна  –  ассистент кафедры наркологии, психотерапии и правоведения, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, Россия, mamina.v@internet.ru

Романовская Ирина Александровна  –  кандидат педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой педагогики и непрерывного профессионального образования, Астраханский государственный педагогический университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, kafedrapnpo@asu.edu.ru

УДК: 377.09

Процесс адаптации иностранных студентов к обучению в российских вузах имеет ряд особенностей, оказывающих влияние на эффективность формирования профессиональных компетенций. Факторы, влияющие на адаптацию, могут различаться в зависимости от региона России, климатических, экономических условий, социокультурных различий, специфики вуза, получаемой специальности и многого другого. Целью данной научной работы является теоретический обзор подходов к изучению проблем адаптации иностранных студентов, а также эмпирическое исследование (анкетирование) особенностей адаптации иностранных студентов в Астраханском государственном медицинском университете (Астраханском ГМУ). Согласно полученным результатам анкетирования наиболее остро респонденты ощущают недостаток производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях, нехватку научной литературы на английском языке, трудности коммуникации в связи с языковым барьером.

Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, проблемы адаптации, обучение, высшее образование, медицинские вузы, социокультурная адаптация

Для цитирования: Мамина В. П., Романовская И. А. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 38–57.

Список литературы:

  1. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Сорокин П. С., Абанкина И. В. и др. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?  / Под ред. Кузьминова Я. И., Фрумина И. Д., Сорокина П. С. // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 284 с.
  2. Авакова О. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов // Педагогика и просвещение. 2021. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-adaptatsii-inostrannyh-studentov.
  3. Айбазова М. Ю. Социокультурная адаптация иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov-k-usloviyam-obucheniya-v-rossiyskih-vuzah.
  4. Литвинова Е. С., Горяинова Г. Н. Некоторые аспекты процесса адаптации иностранных обучающихся в отечественных вузах // АНИ: педагогика и психология. 2021. № 1 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-protsessa-adaptatsii-inostrannyh-obuchayuschihsya-v-otechestvennyh-vuzah.
  5. Зеленина Л. Е., Митрофанова К. А., Абдырахманова А. К., Ашеева Е. П. Интеграция иностранных студентов в образовательную среду медицинского университета: опрос студентов // Педагогическое образование в России. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-inostrannyh-studentov-v-obrazovatelnuyu-sredu-meditsinskogo-universiteta-opros-studentov.
  6. Клюшникова Е. В. Проблемы адаптации иностранных студентов в России // Вестник ТвГУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. Выпуск 1. С. 133–140.
  7. Романенко Н. М. Проблемы аккультурации и адаптаций иностранных студентов в российском вузе // Человеческий капитал. 2015. № 9 (81). С. 110–113.
  8. Зиновьева В. И., Покровская Е. М., Раитина М. Ю. Международный обмен: особенности адаптации иностранных студентов в процессе обучения в российской вузовской системе (на примере Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники) // Русин. 2020. № 62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-obmen-osobennosti-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-protsesse-obucheniya-v-rossiyskoy-vuzovskoy-sisteme-na-primere.
  9. Морозова Ю. В. К вопросу об адаптации иностранных студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // АНИ: педагогика и психология. 2018. № 1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-mnogonatsionalnom-vuze-regionalnye-aspekty.
  10. Тимченко Н. С., Кочетова Ю. Ю., Бендрикова А. Ю. Академическая и средовая адаптация иностранных студентов медицинского вуза // Знание. Понимание. Умение. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akademicheskaya-i-sredovaya-adaptatsiya-inostrannyh-studentov-meditsinskogo-vuza.
  11. Гальдикас Л. Н. Адаптация студентов как необходимое условие их успеха в обучении // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2022. № 1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-studentov-kak-neobhodimoe-uslovie-ih-uspeha-v-obuchenii.
  12. Вишневская М. Н. Особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-protsessu-obucheniya-v-rossiyskom-vuze.
  13. Иванова Г. П., Логвинова О. К., Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: опыт реализации // Высшее образование в России. 2018. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-sotsiokulturnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-opyt-realizatsii.
  14. Ваулина Т. А., Сахарова К. Н. Организационные аспекты адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 400. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-aspekty-adaptatsii-inostrannyh-studentov-obuchayuschihsya-v-rossiyskom-vuze.
  15. Ланина Л. В. Адаптация иностранных студентов в российском вузе (на примере Астраханского ГМУ) // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze-na-primere-astrahanskogo-gmu.
  16. Смахтина Т. А., Сергеева М. А., Шагина И. Р., Кубекова А. С. Эмпирическое исследование адаптации студентов-иностранцев к учебному процессу в медицинском вузе (на примере Астраханского ГМУ) // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskoe-issledovanie-adaptatsii-studentov-inostrantsev-k-uchebnomu-protsessu-v-meditsinskom-vuze-na-primere-astrahanskogo-gmu.
  17. Беккер И. Л., Иванчин С. А. Проблемы адаптации иностранных студентов к образовательному процессу российского вуза (на примере Пензенского государственного университета) // Известия вузов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-k-obrazovatelnomu-protsessu-rossiyskogo-vuza-na-primere-penzenskogo-gosudarstvennogo.

Читать