ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАУК ОБ ОБРАЗОВАНИИ: ОБНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ

Тетерский Сергей Владимирович  –  доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, член Совета Российской академии образования по развитию диссертационных исследований в области наук об образовании, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, teterski@list.ru

Воронцова Татьяна Викторовна  –  доктор педагогических наук; профессор кафедры педагогики, психологии и гуманитарных дисциплин, Филиал Астраханского государственного университета им. В. Н. Татищева в г. Знаменске Астраханской области, Россия, Vorontsova.Tatyana@asu.edu.ru

Измаилов Аман Игпарович  –  аспирант кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, izmailovaman@mail.ru

УДК: 001.1:378

В научной дискуссии об актуальных направлениях конкурсов организаций, поддерживающих научные исследования, о перечне актуальных тем диссертационных исследований, о позициях категорирования научных изданий в области наук об образовании наблюдается разделение и противопоставление знаний-исследований (фундаментальные и прикладные, объяснительные и конструктивные, несущие и самонесущие, фундаментальные и поверхностные и т. п.). Это, во-первых, субъективно и демонстрирует только изученность исследователем (исследовательским коллективом) предметной области; во-вторых, показывает перевод мировоззрения исследователя на более высокий качественный уровень. Чаще всего такое условное разделение научных знаний позволяет дать обоснование для выделения финансов на приоритетные («точные») и не приоритетные (гуманитарные) исследования. В противном случае всегда возникает дилемма: что это за такое фундаментальное знание, которое не становится прикладным – практически применимым? И что это за такое прикладное знание, которое не к чему приложить, не на что опереть? В этой связи становится актуальным обоснование научными коллективами своих исследований в области наук об образовании, направленных на получение объяснительных, аналитических, прогностических знаний, а для профессорско-преподавательского состава – объединение многообразных знаний обучающихся в единую мировоззренческую систему, основанную на базе современной методологии. Такую фундаментальность исследованиям придает возвращение образованию его первоначальной смысловой направленности, которая логически приводит к обновлению ценностей и смыслов воспитания и обучения.

Ключевые слова: наука, фундаментальная наука, прикладная наука, образование, образы воспитания и обучения, педагогика, педагог, смыслы и ценности образования

Для цитирования: Тетерский С. В., Воронцова Т. В., Измаилов А. И. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ НАУК ОБ ОБРАЗОВАНИИ: ОБНОВЛЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 2. С. 24–37.

Список литературы:

1. Садовников Н. В. Фундаментализация современного образования // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 782–786.

2. Ахромеев С. Ф. Военный энциклопедический словарь. М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1986. 863 с.

3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000. Т. 2. 2310 с.

4. Этимологический словарь современного русского языка / Сост. А. К. Шапошников: в 2 т. Т. 2. М.: Флинта: Наука, 2010. 576 с.

5.  Новиков А. М. Основания педагогики. М.: Эгвес, 2010. 208 с.

6. Власюк И. В., Савченко И. А. Молодежь и студенчество в современном обществе: универсальные черты и специфические характеристики // Педагогические исследования. 2021. Вып. 2 (6). С. 1–13.

7. Рапацевич Е. С. Педагогика: современная энциклопедия. Минск: Современная школа, 2010. 719 с.

8. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2002. 432 с.

9. Харламов И. В. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.

10. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. 448 с.

11. Чудинов А. Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. СПб.: Издание В. И. Губинского, 1894. 992 с.

12. Дрягалов В. С., Дрягалова З. Г., Каширская О. П. Семейные традиции как элемент образовательной системы // Педагогические исследования. 2020. Вып. 4 (4). С. 1–12.

Читать