ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕРИВАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Белякова Галина Владимировна  –  доктор филологических наук, доцент; заместитель руководителя Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего», Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, gv_belyakova@list.ru

Гаврилкина Татьяна Юрьевна  –  кандидат филологических наук; ведущий документовед Управления кадровой политики, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, alice81@list.ru

Калинина Марина Анатольевна  –  кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры русского, иностранных языков и литературы, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград, Россия, ma-kalinina@yandex.ru

Куликова Марина Валентиновна  –  кандидат филологических наук; заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МБОУ г. Астрахани «Гимназия № 3», Астрахань, Россия, skrepka.839@mail.ru

УДК: 81’271

Рассмотрены вопросы применения цифровых технологий в образовательном процессе при обучении русскому языку. Указаны причины слабой сформированности языковой компетентности обучающихся в области словообразования. Исследовано понятие деривационной грамотности, обоснована необходимость ее формирования у школьников. Отмечено значение личностных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий (УУД) обучающихся при формировании деривационной грамотности. Описаны возможности использования цифровых инструментов научно-образовательного портала русского языка «Ярус» для формирования деривационной грамотности обучающихся. Предпринята попытка комплексной характеристики цифровых инструментов портала https://yarus.asu.edu.ru: представлен анализ разделов, содержащих теоретические сведения, различные онлайн-игры (кроссворды, криптограммы, ребусы), онлайн-сервисы (тестирование), а также электронные словари. Сделан вывод о повышении эффективности обучения школьников морфемике, морфонологии и словообразованию с применением цифровых инструментов.

Ключевые слова: цифровые инструменты, интерактивность, русский язык, словообразование, деривационная грамотность, языковая компетентность, универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход, когнитивно-коммуникативый подход

Для цитирования: Белякова Г. В., Гаврилкина Т. Ю., Калинина М. А., Куликова М. В. ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕРИВАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ // Педагогические исследования. 2022. Вып. 1. С. 41–67.

Список литературы:

  1. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://edu.gov.ru/national-project.
  2. Документы ФГОС учителю русского языка и литературы. URL: https://aujc.ru/dokumenty-fgos-uchitelyu-russkogo-yazyka-i-literatury.
  3. Канянина Т. И., Клепиков В. Б., Круподерова Е. П., Пономарева Е. И., Степанова С. Ю. Проектирование учебных заданий на основе использования интернет-сервисов: учебно-методическое пособие.
    Н. Новгород: НИРО. 2019. 189 с.
  4. Долгова Т. В. Смешанное обучение – инновация XXI века // Информационно-публицистический образовательный журнал «Интерактивное образование». URL: https://interactiv.su/2017/12/31/%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-xxi-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/.
  5. Калинина М. А. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и межкультурной коммуникации // Когнитивно-коммуникативный подход в обучении русскому языку и литературе в школе и вузе: сборник научных статей и методических рекомендаций по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 29 марта 2019 года. Иваново: Ивановский государственный университет, 2019. С. 259–263.
  6. Научно-образовательный портал русского языка «Ярус». URL: https://yarus.asu.edu.ru.
  7. Метелькова Л. А., Хрисанова Е. Г., Фролова Е. В. Использование цифровых инструментов в иноязычной подготовке обучающихся // Казанский педагогический журнал. 2021. № 3. С. 142–149.
  8. Шакирова А. А., Гизятова Л. А. Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе преподавания в высшей школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 75(4). С. 316–319. 
  9.  Федеральный портал «Российское образование». URL: https://www.edu.ru/.
  10.  Белякова Г. В. Суффиксальные nomina loci в современном русском языке: толково-словообразовательный словарь. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2008. 259 с.

 

Читать