ПРОБЛЕМА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Симонова Татьяна Николаевна  –  доктор педагогических наук, доцент; заведующий кафедрой коррекционной педагогики, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, tsimonova52@mail.ru

УДК: 373.2:376

В статье представлен качественный сравнительный анализ мультидисциплинарной и синергетической моделей комплексной помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями (ТДН) в аспекте организации междисциплинарного сотрудничества. Доказывается, что трудность оказания комплексной помощи этой категории детей является междисциплинарной проблемой, решение которой может быть успешно осуществлено на основе координации медико-социальных и психолого-педагогических методов. Описаны особенности коррекционно-развивающего процесса в отношении детей с ТДН. Показаны недостатки существующей модели взаимодействия специалистов при оказании комплексной помощи и обоснована необходимость совершенствования данной модели на этапе диагностики, разработки индивидуальной программы развития, оценки результатов. На основе научного анализа раскрыто различие деятельности команды и группы с позиций психологической теории управления, показаны факторы эффективного управления деятельностью многопрофильной команды специалистов с позиций синергетической парадигмы и параметры оценки ее эффективности. Представлены научно-теоретические и экспериментальные данные, доказывающие, что синергетическая модель междисциплинарного сотрудничества в наибольшей степени пригодна для осуществления комплексной помощи детям с ТДН, т. к. позволяет целостно реализовать индивидуальную программу развития и уменьшить степень их функциональной зависимости.

Ключевые слова: мультидисциплинарная модель, синергетическая модель, комплексная помощь, тяжелые двигательные нарушения, коррекционно-развивающий процесс, междисциплинарное сотрудничество, индивидуальная программа развития, функциональная зависимость

Для цитирования: Симонова Т. Н. ПРОБЛЕМА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 47–65.

Список литературы:

  1. Amiel-Tisson C. L’infirmité motricé d’ origine cérébrale. Paris: Masson, 1997. Р. 313.
  2. Особый ребенок. Проблемы и решения / Под ред. Е. Т. Лильина. М.: АОЗТ «Антидор», 2002. 264 с.
  3. Ибрагимов Г. Г., Казьмин В. Б. Реабилитация реабилитации // Организационные и клинические проблемы детской неврологии и психиатрии: Тезисы докладов. М.: АО «Руссомед», 1994. Т. I. С. 92–95.
  4. Sands M. R., Hill L. D., Harrison A. & Marshall S. Individual and stuff professional development in a multidisciplinary team: some needs and solutions // Cl. Rehab. 1995. Vol. 9. No 1. P. 28.
  5. Кузьмина О. С., Синевич О. Ю., Багаутдинова Н. В., Диких Э. Р. Мультидисциплинарный подход к коррекционной работе с дошкольниками, имеющими задержку психического развития // Мать и дитя в Кузбассе. 2016. №  4 (67). С. 51–58.
  6. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М.: Книга по Требованию, 2013. 328 с.
  7. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 160 с.
  8. Волкогонова О. В., Зуб А. Т. Управленческая психология: учебник.  М.: Форум: ИНФРА-М, 2005. 352 с.
  9. Соловьева Л. Г. Развитие вербальной коммуникации дошкольников, имеющих речевые нарушения: монография. Архангельск: Поморский университет. 2006. 164 с.
  10. Хараш А. У. К определению задач и методов социальной психологии в свете принципа деятельности // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии: сб. статей / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 21–32.
  11. Nirje B. The Normalization Principle and Its Human Management Implications // The International Social Role Valorization Journal. Vol. 1. № 2. 1994. P. 19–23.
  12. Аршинов В. И. Как синергетика может содействовать становлению новой модели образования // Синергетика и образование. М.: Издательство «Гнозис», 1997. С. 61–66.
  13. Зубкова А. В. Синергетическая парадигма в рассмотрении социокультурных процессов // Научные ведомости БелГУ. 2008. № 4. С. 49–58.
  14. Немов Р. С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учебных заведений в 3 кн. Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение: Владос, 1995. 512 с.
  15. Симонова Т. Н. Дети с тяжелыми двигательными нарушениями. Сравнительное комплексное исследование: монография. Астрахань: Издательство ОГОУ ДПО «АИПКП», 2010. 88 с.
  16. Коробейников И. А. О соотношении нозологического и функционального диагноза при нарушениях психического развития у детей» // Дефектология. 1995. № 6. С. 3–7.
  17. Симонова Т. Н., Белопасов В. В. Комплексная оценка функциональной независимости детей с психоневрологической инвалидностью: метод. рекомендации. Астрахань: ГП ИПК «Волга», 1999. 32 с.

Читать