ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Кривых Людмила Дмитриевна  –  кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, lud-krivykh@mail.ru

Багринцева Ольга Борисовна  –  кандидат филологических наук, доцент; заведующий кафедрой английского языка и технического перевода, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, bagrintsevaob@gmail.com

УДК: 37.04

Статья посвящена проблеме обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уроках английского языка. Актуальность данной проблемы заключается в том, что необходимо обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие детей с ОВЗ. Авторами предложены методы, используемые для продуктивного обучения учащихся с ОВЗ, а именно мультимедийные и игровые технологии, кейс-технологии и проблемное обучение. В данной статье авторы предлагают некоторые технологии, применяемые при работе в общеобразовательных учебных заведениях и используемые при работе с детьми с ОВЗ в процессе инклюзивного образования. Данные технологии помогут педагогам развить навыки и умения иноязычной коммуникации у детей с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное обучение, инновационные модели обучения, обучение детей с ОВЗ, английский язык, иноязычная коммуникация, мультимедийные технологии, кейс-технология, игровые технологии

Для цитирования: Кривых Л. Д., Багринцева О. Б. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА // Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 31–46.

Список литературы:

  1. Centers for Desease and Control prevention. URL: https://www.cdc.gov/nchs/index.htm.
  2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101). URL: https://normativ.kontur.ru.document.
  3.  Tarabanovskaya E. А., Romanovskaya I. А., Treshchov A. М. The Influence of Inclusively-oriented Courses on the Level of Formation of Future Teachers’ Inclusive Competence in the Process of TraininCg // VI International Forum on Teacher Education. Kazan Federal University, Russia (May 27 – June 9, 2020). ARPHA Proceedings 3. Р. 2483–2496. URL: https://doi.org/10.3897/ap.2.e2483.
  4. Sharma U., Armstrong A. C., Merumeru L., Simi J., Yared H. Addressing barriers to implementing inclusive education in the Pacific // International Journal of Inclusive Education. 2019. № 23(1). Р. 65–78. DOI: 10.1080/13603116.2018.1514751.
  5. Iriarte E. G., Garolera G. D., Salmon N. Donohoe B., Singleton G., Murray L., Dillon M., Burke C., Leddin N., Sullivan M., Spelman M. How we work: reflecting on ten years of inclusive research // Disability & Society. 2021. DOI: 10.1080/09687599.2021.1907546.
  6. Алехина С. В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование. Вып. 1. М.: Центр «Школьная книга», 2010. URL: http://narfu.ru/upload/iblock/0f1/inklyuzivnoe-obrazovanie-vypusk-1.pdf.
  7. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.
  8. Шибаева М. Н. Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ (ЗПР) // Приоритетные направления развития науки и образования. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2018. С. 101–103.
  9. Меренкова В. В., Новоселова Н. В. Сопровождение учащихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы // Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования. Челябинск, 2019. С. 179–182.
  10. Батырбаева И. Г. Инклюзивный подход в воспитании детей с ОВЗ: вопросы теории и практики // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы развития. Йошкар-Ола, 2016. С. 31–34.
  11. Иванова Н. Н. Концептуальные основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновации в образовании. 2013. № 7. С. 61–62.
  12. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в образовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов. М., 2004. 318 с.
  13. Колобова Н. В. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере иностранного языка) // Образовательная среда сегодня: теория и практика. Пермь, 2016. С. 45–48.
  14. Худоренко Е. А. Лица с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы образования и инклюзии // Социологические исследования. 2010. № 9. С. 65–70.
  15. Pokrivсakova S. Teaching foreign languages to learners with special educational needs. Nitra: Constantine the Philosopher University, 2015. 128 с.

Читать