РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ СРЕДЫ

Рябова Елена Валериевна  –  кандидат педагогических наук, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, elena5080@yandex.ru

УДК: 376-056.2

Исследованы особенности речевого развития младших школьников с речевой патологией. Установлено, что общение выступает одним из главных условий речевого развития младших школьников, формирования у них коммуникативных и социальных навыков. Рассмотрены принципы инклюзивной среды (ранняя диагностика нарушений и интеграция ученика в инклюзивную среду, коррекционная поддержка, индивидуальная образовательная траектория, совместная работа субъектов образовательного процесса, инклюзивное ядро в социализации личности), определяющие успешность социализации и развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями речи. Выявлены объективные (фонетические, семантические, стилистические, нарушение просодических свойств речи) и субъективные (барьеры общения, связанные с личностными особенностями и потребностями обучающихся, их мотивами и инициативами в общении, эмоциональным состоянием) коммуникативные барьеры, преодоление которых способствует успешности развития коммуникативных навыков у младших школьников с нарушениями речи. Описаны коммуникативные универсальные учебные действия: общение, совместная деятельность, презентация, установленные федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования третьего поколения.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, младшие школьники, нарушения речи, инклюзивная среда, речевая патология, речь, общее недоразвитие речи, социализация, общение, средства общения

Список литературы:

  1. Шарапова А. М. Обзор состояния речевых и коммуникативных возможностей младших школьников с нарушением интеллекта // Проблемы педагогики. 2020. № 4 (49). С. 49–51.
  2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. Мышление и речь. Москва: Издательство Юрайт, 2018. 459 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286). URL: https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#block_1000.
  4. Давыдова Л. Н.,  Колокольцева М. А., Рябова Е. В. Инклюзивное образование и нравственные взаимоотношения: грани одной проблемы. М.: Ленанд, 2018. 200 с.
  5. Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов: методические материалы для руководителей, педагогов, специалистов сопровождения (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, тьюторов) / авт.-сост.: Л. М. Беткер, М. И. Еременко, Н. В. Лопаткина. Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2016. 90 с.
  6. Богинская Ю. В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход // Гуманитарные науки. 2015. № 4(32). С. 47–53.
  7. Фуреева Е. П., Алпатова Н. С. Логопедическая абилитация как форма помощи в развитии речи в раннем детском возрасте // The Scientific Heritage. 2021. № 58-3(58). С. 39–42.
  8. Рябова Е. В. Гуманистический подход к нравственному воспитанию младших школьников в инклюзивном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 3. С. 36.
  9. Лагунина Е. С. Особенности общения младших школьников с речевыми нарушениями со сверстниками в условиях интегративной среды // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 38. С. 190–195.
  10. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71–78.
  11. Игнатьева С. А. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. № 2. С. 29–32.

Читать