SOFT SKILLS ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Федорова Татьяна Александровна  –  кандидат филологических наук, доцент, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, 19fedorova19@mail.ru

Рыбникова Ольга Леонидовна  –  мастер спорта СССР международного класса, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, oljafishtrade@rambler.ru

Жмыхова Алевтина Юрьевна  –  кандидат педагогических наук, доцент, мастер спорта СССР, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, alevtinajm@mail.ru

Жафярова Ирина Валерьевна  –  Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, Ast.caf.fiz@mail.ru

УДК: УДК 796.071

Целью статьи является обоснование необходимости формирования soft skills в контексте реализации профессионального стандарта учителя физической культуры для обеспечения качества подготовки будущего специалиста. В педагогическом сообществе востребованы творческие, инновационно мыслящие педагоги, обладающие лидерскими качествами, способные решать профессиональные задачи и гибко реагировать на изменяющиеся условия, готовые создавать методику или программу, обладающую конкурентным преимуществом. Именно поэтому проблема подготовки студентов факультета физической культуры и спорта рассматривается не только в контексте профессионального стандарта педагога, федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, но и с учетом овладения «надпрофессиональными» навыками. Современному педагогу необходимы навыки личностного профессионального роста (так называемые «self-компетенции») и умение развивать гибкие навыки у учеников на своих занятиях. В этом случае предлагаем использовать термин «mentor-компетенции», т. е. навыки, которые необходимы для того, чтобы развить soft skills детей в рамках определенной дисциплины.

Ключевые слова: педагог по физической культуре, soft skills, self-компетенции, mentor-компетенции, физическая культура и спорт, коммуникативные навыки, навыки эффективного мышления, управленческие навыки, волевые навыки

Список литературы:

1. Савченков А. В., Уварина Н. В. Профессиональная устойчивость как ключевая «soft skills» педагога // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 375–382. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-375-382.

2. Гизатуллина А. В., Шатунова О. В. Надпрофессиональные навыки учителей // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4 (33). С. 105–110.

3. Бацунов С. Н., Дереча И. И., Кунгурова И. М., Слизкова Е. В. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт. 2018. № 4. С. 198–204.

4. Моторина И. В. Формирование гибких навыков студентов медицинского вуза – перспективное направление повышения качества профессионального образования в высшей школе // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2018. № 6. URL: http: //www.humjournal.rzgmu.ru.

5. Dr. Salamah Ambarak Salih. Integrating Soft Skills in EFL Teacher Education // International Journal of Multidisciplinary Sciences and Advanced Technology.  2020. Vol 1, no 9. С. 95–110.

6. Ковалева Т. Современной системе наставничества недостаточно определений soft и hard skills. URL: https://utalents.ru/news/2020/05/18/tatyana-kovaleva-sovremennoy-sisteme-nastavnichestva-nedostatochno-opredeleniy-soft-i-hard-skills.

7. Яркова Т. А. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates.  2016. Т. 2, № 4. С. 222–234.

8. Федорова Т. А., Рыбникова О. Л. Формирование «гибких» навыков в профессиональном образовании педагога по физической культуре // Гуманитарные и социальные науки. 2020. № 2. С. 331–339.

9. Zhabakov V., Zhabakova T., Kravtsova L.  Transdisciplinary methods of the future physical culture teacher’s soft skills competencies formation // BIO Web of Conferences 26. 2020. Р. 4. DOI: https://doi.org/10.1051/bioconf/20202600021.

10. Сimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and еnterprises // International Journal for Quality Research. 2016. № 10(1). Р. 97–130.

Читать