МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Коннова Нина Михайловна  –  кандидат педагогических наук, доцент, Астраханский областной центр развития творчества, Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия, konnova_nm@mail.ru

УДК: 37.013

В статье рассматривается деятельность традиционных учреждений дополнительного образования детей, не включенных в национальные проекты и не обладающих достаточными материально-техническими и финансовыми ресурсами. Объективное развитие и внешние факторы способствуют вовлечению этих организаций в процессы цифровой трансформации через разработку и внедрение моделей, основанных на использовании доступных интернет-ресурсов и готовых платформенных решений. В сфере учебной деятельности это прежде всего смешанное обучение, сочетающее в себе традиционную форму, самообучение, чат-занятия и пр., в культурно-досуговой и методической – дистанционные и очно-заочные мероприятия, онлайн-смены. Анализ реализации данных моделей выявил их достоинства, способствующие оптимизации деятельности, и недостатки, которые, с одной стороны, коррелируют с общими проблемами системы образования, с другой – подчеркивают специфику, что позволяет конкретизировать пути решения проблемы цифрового разрыва.

Ключевые слова: учреждения дополнительного образования, цифровая трансформация, цифровые учебно-методические материалы, модели организации деятельности, смешанное обучение, онлайн-смена, проблемы цифровизации, цифровой разрыв

Список литературы:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL:  http://kremlin.ru/acts/bank/43027.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012.
  3. Коннова Н. М. Развитие учреждения дополнительного образования детей в процессе сетевого взаимодействия с высшими учебными заведениями: монография. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2013. 150 с.
  4. Буданцев Д. В. Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций // Молодой ученый. 2020.  № 27 (317). С. 120–127.
  5. Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. 86 с.
  6. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 343 с.
  7. Ищанова Х. С., Надеева М. И. Использование информационных технологий в практике педагога дополнительного образования детей по хореографии // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 56–58.
  8. Рамазанова З. И., Романова Л. В. Организация дистанционного обучения в образцово-художественном ансамбле народного танца «Тантана» // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 41–43.
  9. Герасимова И. А. Веб-квест «Ход конем» как форма творческой самореализации обучающихся творческого объединения «Основы конного спорта» // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 47–49.
  10. Романова Л. В. Дистанционное обучение как условие повышения доступности в дополнительном образовании // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 11–13.
  11. Русакова О. В. Google Forms как эффективное средство работы педагога дополнительного образования с документацией // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 20–22.
  12. Сафуанов Р. М., Лехмус М. Ю., Колганов Е. А. Цифровизация системы образования // Вестник Уфимского государственного нефтяного технического университета. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2019. № 2 (28). С. 108–113.
  13. Цветков Н. В., Смоленцева В. А. Трудности и потенциал использования цифрового пространства для реализации образовательной и воспитательной деятельности в дополнительном образовании среди детей и подростков ЦВР «Беркут» // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 32–36.
  14. Южанинова Е. Р. Интернет как новое пространство самореализации молодежи // Вестник Оренбургского государственного университета. 2013. № 7 (156). С. 82–89.
  15. Прокудина А. М. Организация дистанционного взаимодействия участников воспитательного процесса на примере проведения онлайн-смены РДШ Астраханской области // Цифровизация образования: реалии и перспективы: сборник материалов XXI межрегиональной научно-практической педагогической конференции, 28 апреля 2021 года. Астрахань: Издатель Сорокин Роман Васильевич, 2021. С. 25–28.
  16. Глухов П. Проблемы доступности дополнительного образования в РФ // Содержание современного дополнительного образования. 17–23 мая 2021 года. URL: https://educationweek.ru/program/soderzhanie-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya.
  17. Илюхин Б. В. Цифровизация в системе общего образования РФ в контексте пандемической ситуации. Экспертно-аналитическая записка. Российское образование: уроки пандемии. URL:https://firo.ranepa.ru/files/docs/uroki_pandemii_obshchiy_1.pdf.
  18. Павелкина Л. В., Железовская Г. И. Изменения в сфере дополнительного образования молодежи в век цифровизации. Паритеты, приоритеты и акценты в цифровом образовании: сборник научных трудов в 2-х частях.Саратов:Издательство «Саратовский источник», 2021. С. 124–127.
  19. Храмцова Ф. И., Васильченко Н. В. Особенности цифровизации дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 5-2 (44). С. 134–140.

Читать