МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Досаева Руфина Наримановна  –  кандидат психологических наук, педагог-психолог ГАУ АО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», dosaeva_rufina@mail.ru

УДК: 78.05

В статье рассматриваются возможности музыкального фольклора в коррекции эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуется низким уровнем вербализации эмоций, неумением идентифицировать эмоции, отсутствием положительного эмоционального опыта, наличием факторов эмоциональной напряженности. У большинства детей с задержкой психического развития рано проявляются повышенная раздражительность, тревожность, капризность, негативизм, агрессивность, страхи. Анализ влияния музыки на психическое состояние человека, психомоторные функции (движение, мимику, пантомимику) позволил установить, что музыка активизирует умственную работоспособность, оптимизирует познавательную деятельность, способствует концентрации внимания, улучшает кратковременную память, повышает показатели вербального и невербального интеллекта, изменяет поведение. Рассматривается синергетичность природы музыкального фольклора, которая представляет собой возможность комплексного эмоционального воздействия ладовой структуры народной музыки, восприятие ритмических структур при возникновении определенных эмоциональных состояний и нормализацию психосоматического состояния.

Ключевые слова: коррекция, эмоции, эмоциональные нарушения, эмоциональная сфера, эмоциональные состояния, идентификация эмоций, агрессия, задержка психического развития, музыка, музыкальный фольклор

Для цитирования: Досаева Р. Н. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Педагогические исследования. 2021. Вып. 2. С. 60–72.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2003. – 656 с.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с.

3. Мастюкова Е. М., Переслени Е. И. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 55–62.

4. Выготский Л. С. Учение об эмоциях. – М.: Логос, 2014. – 450 с.

5. Малякова Н. С. Реализация идеи народности в современной школе // Вестник ТГПУ. – 2011. – Выпуск 1 (103) – С. 32– 36.

6. Палаткина Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях // Педагогика. – 2002. – № 5. – С. 41–47.

7. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. – М.: Смысл, 1998. – 389 с.

8. Выготский Л. С. Психология искусства. – М.: АСТ, 2019. – 480 с.

9. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Под ред. Е. А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с. [Электронный ресурс]. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=11901 (дата обращения: 19.06.2021).

10. Подуровский В. М., Суслова Н. В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 320 с.

11. Досаева Р. Н. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных состояний различной этиологии у дошкольников средствами музыкального фольклора: дис. … канд. психол. наук. – Саратов, 2011. – 214 с.

12. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды в 2-х т. – Т. I. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.

Читать