МОЛОДЕЖЬ И СТУДЕНЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Власюк Ирина Вячеславовна  –  директор института истории, международных отношений и социальных технологий , Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия, vlasuk@volsu.ru

Савченко Ирина Александровна  –  старший преподаватель кафедры международных отношений, политологии и регионоведения ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», savchenko_ia@volsu.ru

УДК: 379.8

В статье дается определение понятиям «молодежь» и «студенчество», отмечается, что в отличие от людей среднего возраста молодежь легче усваивает новое, оперативно реагирует на инновации. Среди молодежи особый научный интерес представляет студенчество, которое в силу значительного образовательного уровня, возраста, активного поведения выступает стратегическим ресурсом модернизационных преобразований в обществе. Являясь наиболее прогрессивной частью молодежи, студенчество особо остро ощущает происходящие в жизни общества перемены. Для студенчества характерны известная степень маргинальности и связанная с этим высокая социально-политическая мобильность, наличие сложной структуры мотивов. Кроме того, молодежь, являющуюся носителем будущего образа общества, необходимо подразделять на категории. Более значительное внимание исследователей уделяется студенчеству, т. к. данной группе, как отмечают многие отечественные и зарубежные ученые, свойственны физическая активность, повышенная включенность в политические и социально-экономические процессы социума, стремление к новому; для нее также характерно пополнение квалифицированных рядов специалистов, способных за короткое время приобрести необходимые навыки для дальнейшей успешной и продуктивной работы.

Ключевые слова: молодежь, студенчество, социально-демографическая группа, воспитание, характерные черты современной молодежи, молодежный возраст, молодежная политика, потенциал

Для цитирования: Власюк И. В., Савченко И. А. МОЛОДЕЖЬ И СТУДЕНЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ // Педагогические исследования. 2021. Вып. 2. С. 1–13.

Список литературы:

1. Курышева О. В. Психологическая характеристика молодежи как возрастной группы // Вестник Волгоградского государственного университета. – Серия 7. Философия. Социология и социальные технологии. – 2014. – № 1 (21). – С. 67–68.

2. Осянин А. Н. Проблема адаптационных ресурсов молодежи в социальной теории // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. – Серия: Социальные науки. – 2013.– № 3. – С. 44–50.

3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1987. – 366 с.

4. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / И. М. Ильинский, С. В. Алещенок, И. А. Володин [и др.]. – М.: Ин-т молодежи: Голос, 1999. –  324 с.

5. Сулимова Т. С. Молодежь // Социальная политика: толковый словарь. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – С. 226–227.

6. Луков Вал., Луков С., Погорский Э. Инновационный потенциал новых поколений и молодежная политика на современном этапе развития общества [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-novyh-pokoleniy-i-molodezhnaya-politika-na-sovremennom-etape-razvitiya-obschestva/viewer  (дата обращения: 25.05.2021).

7. Рудакова О. В. Жизненные стратегии современного российского студенчества: дисс. … канд. социол. наук. – М., 2004. – 185 с.

8. Власенко А. С. Общественно-политическая активность советского студенчества: опыт конкретно-социологического исследования: автореф. дис. … на соискание ученой степени канд. филос. наук / Моск. обл. пед. ин-т им. Н.К. Крупской. – М.: [б. и.], 1972. – 24 с.

9. Гришин Е. Е. Концепция понятия «студенчество» в социологии // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2014. – № 4. – С. 113–114.

10. Лисовский В. Т. Социальные изменения в молодежной среде [Электронный ресурс]. URL: http://credonew.ru/content/view/260/54/ (дата обращения: 10.05.2021).

11. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии. – М.: Фаир-Пресс, 2004. – 574, [1] с.

12. Ларина Е. А. Исследование структуры и динамика мотивационной сферы личности студентов [Электронный ресурс] // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-struktury-i-dinamiki-motivatsionnoy-sfery-lichnosti-studentov/viewer (дата обращения: 15.05.2021).

13. Калашников К. Н. Стереотипизация молодежи как социально-демографической группы населения // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений. Материалы IV международной научно-практической интернет-конференции. – Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2019. – С. 394–397.

Читать