ИНТЕРАКТИВНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Сатарова Лариса Алексеевна  –  доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры коррекционной педагогики факультета педагогического образования, искусства, сервиса и культуры ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», satarova1949@gmail.com

УДК: 37.091.3

В данной статье рассмотрено одно из средств развития познавательной активности у школьников с интеллектуальной недостаточностью. В этом качестве выступает интерактивная игра, в основе которой лежит художественное творчество – репродукции произведений изобразительного искусства и звучащее поэтическое слово. Интеграция искусств осуществляется с целью создания единого художественного образа. Учащиеся получают «новое» знание в результате специально организованного социального взаимодействия; знание рождается непосредственно в ходе этого процесса либо является его результатом. Особое внимание уделено игре как активному методу обучения, позволяющему сделать развивающий процесс более эффективным, ярким, эмоциональным, информационно насыщенным. В качестве показателей степени активности в познании использовались следующие критерии: наличие познавательного интереса, сформированность учебной мотивации, произвольная регуляция в деятельности, проявление познавательной самостоятельности.

Ключевые слова: интерактивная игра, интеллектуальная недостаточность, поражение центральной нервной системы, стойкий познавательный интерес, средство развития, образовательный процесс, игровое пространство, поэтическое слово, изобразительная речь, игровые технологии в учебном процессе, эстетическая глухота, эмоциональная восприимчивость, содружество искусств, взаимное духовное и информационное обогащение, развитие познавательной активности

Список литературы:

  1. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 124 с.
  2. Плаксина И. В. Интерактивные образовательные технологии: учеб. пособие для академического бакалавриата. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 163 с.
  3. Гузеев В. В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
  4.  Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2007. – 173 с.
  5. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2016. – 209 с.
  6. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с.
  7. Петрова А. В. Познавательная активность школьника. – М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
  8. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса и активности в педагогике. – М.: Педагогика, 2001. – 351 с.
  9. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  10. Шипицына Л. М. Психология детей с нарушением интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Академия, 2012. – 224 с.
  11. Федосеева О. А. Использование игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта // Молодой ученый. – 2013. – № 9. – С. 411– 415.
  12. Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород: НГПУ, 2004. – 230 с.

Читать