СОЗДАНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СЕТИ ПО ВОПРОСАМ ИНКЛЮЗИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: КРАТКИЙ ОБЗОР АКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИИ В ШКОЛЕ, УНИВЕРСИТЕТЕ И ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ

Саго Жак  –  Бывший преподаватель CNEFEI (Национального центра исследования и образования детей-инвалидов) и INSHEA (Национального института высшего образования и исследований в области обучения инвалидов и вопросах адаптированного обучения), Ассоциированный научный сотрудник THIM Team (Технологии, инвалиды, точки соприкосновения, методы работы), Лаборатории CHART 4004 (Когнитивные способности человека и Искусственные средства), Университет Париж 8,

УДК: 378.4

В рамках реализованных Европейских проектов TEMPUS-TACIS, несколько университетских команд из России получили возможность проанализировать и сравнить несколько ситуаций инклюзии людей с ограниченными возможностями в Португалии, Германии и, в частности, во Франции, где они могли увидеть, как реализуется закон 2005-102 «Закон о равных правах и возможностях, участии и гражданских прав людей с ограниченными возможностями здоровья» на уровне школ и высших учебных заведений. Статья призвана напомнить об основных инновациях, применяемых во Франции в 2006 году, и осветить достижения Франции в вопросах школьной, университетской и профессиональной инклюзии. Представлены результаты специальной реформы профессиональной подготовки молодых людей с инвалидностью во Франции. Освящена роль ассоциаций родителей и взрослых лиц с инвалидностью. Затронуты вопросы трудоустройства лиц с инвалидностью и предоставления им защищенных рабочих мест.

Ключевые слова: проект сотрудничества, дети с двигательными нарушениями, с психическими расстройствами, специфическими языковыми и обучающими расстройствами, нарушениями когнитивной функции, нарушениями функции слуха, нарушениями зрительной функции, расстройствами аутистического спектра, доступ в университет для людей с ограниченными возможностями, адаптация окружающей среды, адаптация к труду, защищенные рабочие места, меры компенсации, инклюзивная школа, ресурсный учитель, тенденции занятости, профессиональное обучение

Для цитирования: Саго Жак СОЗДАНИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СЕТИ ПО ВОПРОСАМ ИНКЛЮЗИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: КРАТКИЙ ОБЗОР АКТУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ О РАЗВИТИИ ИНКЛЮЗИИ В ШКОЛЕ, УНИВЕРСИТЕТЕ И ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ // Педагогические исследования. 2021. Вып. 1. С. 75–106.

Список литературы:

1. Закон № 2005-102 от 11 февраля 2005 г. за равенство прав и возможностей, участия и гражданства людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000809647&categorieLien=id (дата обращения: 22.10.2020).

2.      INSHEA (Национальный институт высшего образования и исследований в области обучения инвалидов и вопросах адаптированного обучения)  [Электронный ресурс]. URL: https://www.inshea.fr (дата обращения: 03.02.2021).

3.      Ведомственный дом для людей с ограниченными возможностями (MDPH) [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnsa.fr/recherche-et-innovation/resultats-de-recherche/le-fonctionnement-des-mdph-un-guichet-unique-a-entrees-multiples (дата обращения 22.10.2020).

4.      Механизм адаптации и интеграции школьников начальных классов (Класс школьной интеграции), межведомственное циркулярное письмо – Официальный бюллетень Французской Республики № 19 от 9 мая 2002 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.education.gouv.fr/botexte/bo020409/MENE0201158C.htm (дата обращения: 22.10.2020).

5.      Педагогические требования к интеграции, циркулярное письмо № 2001-035 от 21 февраля 2001 г. [Электронный ресурс]. URL: http://dcalin.fr/textoff/upi_2001.html (дата обращения: 22.10.2020).

6.      Педагогический проект школьного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://www.integrascol.fr/pps-projet-personnalise-de-scolarisation/ (дата обращения: 03.02.2020).

7.      Рабочая группа по изучению школьного обучения. Циркулярное письмо 2006-126 от 17.08.2006 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.education.gouv.fr/bo/2006/32/MENE0602187C.htm (дата обращения: 17.09.2020).

8.      Вспомогательный механизм школьного обучения и адаптированный педагогический материал  [Электронный ресурс]. URL: https://www.education.gouv.fr/bo/2006/31/MENE0601960C.htm (дата обращения: 17.09.2020).

9.      Закон № 2013-595 от 8 июля 2013 г. Закон, излагающий общие принципы составления программ для повторного учреждения Школы во Французской Республике [Электронный ресурс]. URL: https://www.education.gouv.fr/pid29462/la-refondation-de-l-ecole-de-la-republique.html, https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000027677984&categorieLien=id (дата обращения: 03.02.2020).

10.    Новый курс адаптированного обучения  [Электронный ресурс]. URL: https://www.education.gouv.fr/pid285/bulletin_officiel.html?cid_bo=105511 (дата обращения: 17.09.2020).

11.    Циркулярное письмо № 2014-083 от 8 июля 2014 г. Условия отбора и принятия на работу лиц, сопровождающих учеников с ограниченными возможностями. Официальный бюллетень Французской Республики № 28 от 10 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.education.gouv.fr/pid25535/bulletin_officiel.html?cid_bo=80953 (дата обращения: 17.09.2020).

12.    Локальные подразделения для школьной инклюзии, механизм школьного обучения учеников с ограниченными возможностями в начальной и средней школе. Циркулярное письмо № 2015-129 от 21.08.2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.education.gouv.fr/pid285/bulletin_officiel.html?cid_bo=91826 (дата обращения: 17.09.2020).

13.    Служба специального образования и услуг по предоставлению ухода на дому  [Электронный ресурс]. URL: http://scolaritepartenariat.chez-alice.fr/page75.htm (дата обращения: 17.09.2020).

14.    Образовательная программа в специальном учреждении [Электронный ресурс]. URL: http://www.enfant-different.org/services-et-etablissements/unites-enseignement-en-etablissement-specialise (дата обращения: 17.09.2020).

15.    Циркулярное письмо относительно специального профессионального образования и свидетельства о профессиональной подготовке к практикам инклюзивного обучения № 2017-026 от 14.02.2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.education.gouv.fr/pid285/bulletin_officiel.html?cid_bo=113028 (дата обращения: 17.09.2020).

16.    Отдел общего адаптированного образования [Электронный ресурс]. URL: https://eduscol.education.fr/cid46765/sections-d-enseignement-general-et-professionnel-adapte.html (дата обращения: 03.02.2020).

17. Региональное учреждение адаптированногобразования [Электронный ресурс]. URL: https://eduscol.education.fr/cid46766/les-etablissements-regionaux-d-enseignement-adapte.html (дата обращения: 17.09.2020).

18.    Сеть по оказанию специализированной помощи неуспевающим ученикам [Электронный ресурс]. URL: https://www.education.gouv.fr/cid24444/les-reseaux-d-aides-specialisees-aux-eleves-en-difficulte-rased.html (дата обращения: 17.09.2020).

19.    Статистические отметки и отчеты. Образование, обучение, исследование, 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://cache.media.education.gouv.fr/file/2017/07/7/depp-RERS-2017_902077.pdf (дата обращения: 17.09.2020).

20.    Министерство высшего образования, исследований и инноваций – Главное управление высшего образования и трудоустройства [Электронный ресурс]. URL: https://publication.enseignementsup-recherche.gouv.fr/eesr/FR/ (дата обращения: 22.20.2020).

21.    Перепись населения 2016–2017 гг. [Электронный ресурс]. URL: http://cache.media.enseignementsup-recherche.gouv.fr/file/Etudiants_handicapes/31/0/Recensement_2016-2017_1061310.pdf (дата обращения: 22.20.2020).

22.    Денежные выплаты для подростков с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. URL: https://handicap.gouv.fr/les-aides-et-les-prestations/prestations/article/allocation-aux-adultes-handicapes-aah (дата обращения: 22.20.2020).

23.    Обязательство по трудоустройству работника с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. URL: http://www.handiplace.org/pageinfo.php?type=2&page=627 (дата обращения: 22.20.2020).

24.    Из защищенной/адаптированной среды в обычную среду. Помощь Ассоциации управления фондами для интеграции людей-инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://www.handipole.org/spip.php?article1497 (дата обращения: 22.20.2020).

25. Фонды для включения людей с ограниченными возможностями в общественные фонды [Электронный ресурс]. URL: https://travail-emploi.gouv.fr/emploi/emploi-et-handicap/fiphfp (дата обращения: 22.20.2020).

26. Комиссия по правам и автономии людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. URL: http://scolaritepartenariat.chez-alice.fr/page231.htm (дата обращения: 22.20.2020).

27.    Учреждения или службы по оказанию помощи на работе [Электронный ресурс]. URL: https://travail-emploi.gouv.fr/droit-du-travail/handicap-et-travail/article/les-etablissements-ou-services-d-aide-par-le-travail (дата обращения: 22.20.2020).

28.    Учреждения или службы по оказанию помощи на работе или в обычной среде: в опасности ли субподряд? [Электронный ресурс]. URL: https://emploi.handicap.fr/a-andicat-esat-reforme-11126.php (дата обращения: 22.20.2020).

29.    Трудоустройство людей с ограниченными возможностями во Франции: обычная среда [Электронный ресурс]. URL: https://documentation.ehesp.fr/wp-content/uploads/2017/11/DO_Emploi-Handicap_20171123.pdf (дата обращения: 22.20.2020).

30.    Признание квалификации работника с ограниченными возможностями – Национальная касса страхования автономии [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnsa.fr/documentation/cnsa_fiche_facilealire_rqth.pdf (дата обращения: 22.20.2020).

31.    Признание квалификации работника с ограниченными возможностями и Комиссия по правам автономии людей с ограниченными  возможностями – Департаментский центр  социальной помощи людям с ограниченными возможностями [Электронный ресурс]. URL: http://www.mdph33.fr/la_reconnaissance_de_la_qualite_de_travailleur_handicape_rqth.html (дата обращения: 22.20.2020).

Читать