ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАНДШАФТА АДАПТАЦИИ СИРОТ В ВУЗЕ

Палаткина Галина Владимировна  –  доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, palatkinag68@mail.ru

Сидоров Михаил Михайлович  –  студент ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», mixail.sidorov.9797@mail.ru

УДК: 37.01:378.4

В статье рассматриваются риски социальной адаптации детей-сирот при обучении в вузе. Дети, рано лишенные родительского попечения, могут демонстрировать отсутствие концентрации, забывчивость, импульсивность и трудности с контролем эмоций. Они могут жаловаться на различные соматические проблемы, такие как необъяснимая головная боль, боль в животе, анорексия и бессонница. Сироты могут иметь коммуникативные проблемы, например при установлении дружеских отношений. У них могут проявляться психоэмоциональные проблемы, а именно: нервозность, агрессия, разочарование и депрессия. Эти общие признаки указывают на то, что с ребенком не все в порядке. При отсутствии должного внимания к этим признакам со стороны взрослых поведенческие проблемы становятся серьезными, перерастая в не соответствующие правилам общественной морали и нормам поведения. Наблюдается негативное отношение к обучению в целом, и в вузе в частности. Сироты, привыкшие получать от государства определенные блага на безвозмездной основе во время обучения в школе, ждут подобного и в вузе. В статье анализируется потенциал педагогического дизайна адаптации сирот в вузе через повышение их мотивации к обучению и получению профессии. Рассматривается роль социально-культурной деятельности в данном процессе.

Ключевые слова: дети-сироты, педагогический дизайн, образовательный ландшафт, адаптация, адаптация детей-сирот, мотивация, педагогический потенциал, мотивация к обучению, обучение в вузе, мотивация к получению профессии

Для цитирования: Палаткина Г. В., Сидоров М. М. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЛАНДШАФТА АДАПТАЦИИ СИРОТ В ВУЗЕ // Педагогические исследования. 2020. Вып. 4. С. 25–35.

Список литературы:

  1. Статистика по брошенным детям в России за 2020 – Статьи журналов [Электронный ресурс]. URL:https://lawyer99.ru/dolgi-po-kreditam/statistika-po-broshennym-detyam-v-rossii-za-2019-stati-zhurnalov.
  2. Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон. Рос. Федерации от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 4 июля 2008 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2008 г. Ст. 1, абз. 2, 4 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78582.
  3. PearsK. C., HeywoodC. V., KimH. K., &FisherP. A.Prereadingdeficitsinchildreninfostercare //SchoolPsychologyReview. 2011. № 40(1). С. 140–148 URL: http:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3159895/?tool=pubmed.
  4. Афонин А.Ю. Понятие и значение мотивации и мотивационного процесса [Электронный ресурс] // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. №17. С. 105–112. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-znachenie-motivatsii-i-motivatsionnogo-protsessa (дата обращения: 2.12.2020).
  5. Там же. С. 106.
  6. Сергеева О.А. Особенности современного педагогического ландшафта [Электронный ресурс] // Педагогические исследования. 2020. Вып. 2. URL: http://aguped.ru/images/File/Statya-Sergeeva-itog.pdf.
  7. Палаткина Г.В., Горина И.В. К определению сущности понятия «педагогический дизайн» [Электронный ресурс] // Педагогические исследования.2020. Вып. 2. URL: http://aguped.ru/images/File/Statya-PI-Palatkina-(2)-(1).pdf.
  8. Сергеева О.А. Указ. соч.
  9. Абызова Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории [Электронный ресурс] // Вестник ВятГУ. 2010. №3. С. 12–16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-dizayn-ponyatie-predmet-osnovnye-kategorii (дата обращения: 18.08.2020).
  10. Концепция «Реализация принципа “равный обучает равного” в общеобразовательных учреждениях республики Беларусь» [Электронный ресурс] // Сацыяльна-педагагічная работа. 2010. № 9 (115), верасень. С. 3–9. URL: http://actngo.info/old/sites/default/files/files/koncepcija.pdf (дата обращения: 1.12.2020).
  11. Храпов С.А. Технологии CDIO в сфере социализации студентов (опыт Астраханского государственного университета) // Научно-методическая конференция «Уровневая подготовка специалистов: государственные и международные стандарты инженерного образования. Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. С. 38–40.

Читать