БЛАГОДАРНОСТЬ КАК РЕСУРС НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Тетерский Сергей Владимирович  –  доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, член Совета Российской академии образования по развитию диссертационных исследований в области наук об образовании, Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева, Астрахань, Россия, teterski@list.ru

УДК: 001.891

Процесс получения и применения научных истин, нейтральных в морально-этическом плане, опирается на нравственные оценки, а стремление исследователя достичь объективности знания через наблюдение, классификацию, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных явлений подвергается эмпирической проверке с использованием чувственного субъективного восприятия. Акцентируя внимание на требованиях к оформлению и на процедурах проведения научного исследования, его автор и руководитель-консультант нередко достаточно поверхностно относятся к благодарности, являющейся достоянием духовной жизни, одним из итогов познания чувственного мира, основой прогноза для познания, созидательного действия в достижении истины и для будущего, в котором главенствует благосостояние каждого человека и общества в целом. В статье представлены различные подходы к категории «благодарность» как основной аксиологической категории, этическому стандарту, основанию нравственного авторитета, предмету медико-психологических исследований, оценке эстетической стороны окружающей обстановки человека, речевому жанру, дарованной человеку способности встретиться с приносящим благо будущим. Раскрывается специфика благодарности для исследователя, выбирающего из многообразия источников истинного знания (авторитета, интуиции, разума, чувственного опыта) основополагающий для всех остальных. Рассматривается ресурсный потенциал благодарности исходя из поддерживающих исследователя трех субъектов его научного взаимодействия: предшественников, помощников (научного руководителя-консультанта-наставника, представителей научной школы, включая соавторов и поддерживающих сотрудников), последователей. В соответствии с предложенной классификацией и спецификой благодарности обосновываются новые подходы к организации научного исследования с акцентом на развитии благодарно-критического мышления (в отношении предшественников), обоснованности права быть благодарным (в отношении помощников), благодарности как внешней оценке исследователя и его вклада в добрую память о себе (в отношении последователей).

Ключевые слова: аксиология, благодарность, исследование, наука, научные помощники, научные последователи, научные предшественники, ресурсы, эстетика, этика

Для цитирования: Тетерский С. В. БЛАГОДАРНОСТЬ КАК РЕСУРС НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Педагогические исследования. 2020. Вып. 3. С. 13-26.

Список литературы:

1. Витгенштейн Л. Культура и Благо // Философские работы. М., 1994. Ч. 1. 612 с.; Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ПЕТРОПОЛИС, 1997. 205 с.; Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15–26; Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей.  Париж, 1931. 133 с.; Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998. 194 с.; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии.  М., 1994. 464 с.

2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 2009. 351 с.

3. Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / пер. Н.А. Федорова, комм. Б.М. Никольского, вступ. ст. Н.П. Гринцер. (Серия «Памятники мировой культуры»). М.: РГГУ, 2000. 480 с.; Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 463 с.; Сенека. Нравственные письма к Луцилию [LXXXI]. М.: Наука, 1977. 384 с.; Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега.  1998. № 18 (3). С. 283–308.

4. Кант И.  Лекции по этике. М.: Республика, 2000. 431 с.; Ключевский Василий Осипович // Большая советская энциклопедия в 30 т. / под ред. А.М.Прохорова.  3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969. Т. 4. С. 245–258.

5. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза.  М.: АСТ, Транзиткнига, 2005.  557 с.; Спиноза Б. Этика [IV, 41] // Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957. С. 720.

6. Кляйн М. Зависть и благодарность: исследование бессознательных источников. СПб.: Б.С.К., 1997. 329 с.

7. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 1. 56 с.

8. Бердникова А.Г. Речевой жанр благодарности: Когнитивный и семантико-прагматический аспекты: дисс. ... кандидата филологических наук: 10.02.01. Новосибирск, 2005. 224 с.

9. Тетерский С.В. Как ответно полюбить свою диссертацию: научно-методическое пособие. Серия «Форсайт: известное будущее для счастливого настоящего». М.: Мотиватор24, 2013. 133 с.

10. Тетерский С.В. Воспитание кадров современной России: Научно-методическое пособие для педагогов, специалистов по работе с молодежью и родителей. М.: Издательский отдел Управления делами Аппарата СФ ФС РФ, 2017. 226 с.

Читать