СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дубченкова Наталия Олеговна  –  аспирант, ассистент кафедры дошкольного и начального образования факультета педагогики и социальной работы ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», tatusya08@mail.ru

УДК: 373.2

В данной статье рассмотрено понятие «лидерство», выявлены лидерские качества детей старшего дошкольного возраста, определены ведущие средства социально-культурной деятельности, описаны условия, способствующие формированию лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе социально-культурной деятельности. Описаны особенности лидерства как группового явления. Обращено внимание на то, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для формирования и развития позитивно-ориентированных лидерских качеств ребенка. Особое внимание уделено средствам, позволяющим раскрыть содержание социально-культурной деятельности, особенности ее организации, возможности сделать ее более яркой, эмоциональной, запоминающейся, информационно насыщенной. Обобщен новый материал по исследуемой теме, рассмотрены средства социально-культурной деятельности, влияющие на условие успешной реализация процесса формирования лидерских качеств у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: лидерство, лидер, лидерские качества, условия формирования лидерских качеств, личность, дошкольное образование, старший дошкольный возраст, социально-культурная деятельность, средства социально-культурной деятельности

Для цитирования: Дубченкова Н. О. СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ // Педагогические исследования. 2020. Вып. 2. С. 50–58.

Список литературы:

  1. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2765-р [Электронный ресурс] // Консультант плюс. URL: https://eduface.ru/uploads/region/consultation/consulting_docs/pro-2016.pdf (дата обращения: 26.09.2020).
  2. Акмурзиева Г.Б., Дубченкова Н.О. Социально-культурная активность как основа формирования лидерских качеств // Педагогическое образование: вызовы ХХI века: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти академика В.А. Сластенина / под ред. Е.В. Андриенко, Л.П. Жуйковой. Астрахань, 2019. С. 172–179.
  3. Цит. по: Рябова Е.В., Черевкова Т.М., Сундетова Д.Г., Лосева Ю.Н., Курманова А.Р. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста на национальных традициях // Гуманитарные исследования.  2015. № 3 (55). С. 128–132.
  4. Дубченкова Н.О. Педагогические подходы к исследованию лидерских качеств детей дошкольного возраста // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Пятина / ред.-сост. Л.М. Миляева. Астрахань, 2019. С. 182–185.
  5. Друмя Ю.А., Плетенева И.Ф. Диагностика уровня сформированности у старших дошкольников представлений о целостном образе лидера // Евразийский союз ученых. 2015. № 4–5 (13). С. 129–131.
  6. Дубченкова Н.О. Развитие лидерских качеств у старших дошкольников как условие социализации // Педагогическая наука и образование в диалоге со временем: материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.А. Пятина / ред.-сост. И.А. Романовская. Астрахань, 2020. С. 140–143.
  7. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования: учебное пособие. М.: Изд-во «Перо», 2008. 178 с.
  8. Палаткина Г.В. Мультикультурное образование: равные возможности и равные права // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (97). С. 32–36.
  9.  Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.
  10.  Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: учебник. М.: МГИК, 1995. С. 219
  11.  Монастырский В. А. Киноискусство в социокультурной работе: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1999. 147 с.
  12.  Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: Арт-студия «Концерт», 2008. 792 с.
  13.  Педагогика: учеб. пособ. для студентов педагогических ву­зов и педагогических колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2001. 640 с.
  14.  Туев В. В. Социально-культурная деятельность в таблицах и схемах: учебное пособие по курсу «Социально-культурная деятельность» для студентов специальности 053100 «Социально-культурная деятельность» / сост. В.В. Туев; КемГУКИ, АлтГАКИ. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2006. 87 с.

Читать