ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА

Сергеева Ольга Александровна  –  кандидат психологических наук, доцент кафедры английского языка для гуманитарных специальностей ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», olgidana@mail.ru

УДК: 377.09

В статье дается определение понятия «педагогический ландшафт», отмечается, что для проектирования максимально естественного педагогического ландшафта от педагога требуются большой опыт и сочетание профессиональных компетенций. Рассматриваются свойства педагогического ландшафта, совокупность которых отличает его от близких понятий (учебное пространство, образовательная среда, образовательная система): динамичность, жизнестойкость, образность, пространственность, контекстность, упорядоченность и практичность. Приводятся основные подходы к изучению данного явления: индивидуальный, типологический, метафорический, конструктивистский и мифологический. Выделяются структурные элементы, благодаря которым педагогический ландшафт становится гибким и инновационным. Кроме того, рассматривается роль применения новых способов проектирования учебных пространств, обосновывается необходимость создания этих пространств, демонстрируется их роль в повышении эффективности учебного процесса. В итоге автор приходит к выводу, что так как от состояния «педагогического ландшафта» зависит эффективность учебного процесса, то должен быть выбран такой механизм обеспечения достижения планируемых результатов, когда педагогу отводится важная роль по созданию благоприятных условий, способствующих разностороннему и гармоничному развитию личности обучающегося.

Ключевые слова: педагогический ландшафт, учебная среда, образовательное пространство, новая образовательная парадигма, эффективность учебного процесса, новые способы проектирования учебных пространств, гибкость дизайна, архитектура урока, организация пространства

Для цитирования: Сергеева О. А. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА // Педагогические исследования. 2020. Вып. 2. С. 23–39.

Список литературы:

  1. Словарь терминов по физической географии сайта Института географии РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.igras.ru/index.php?r=54&id=906 (дата обращения: 17.08.2020).
  2. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia [Электронный ресурс]. URL: https://archive.org/details/cambridgeencyclo00crys/page/n7/mode/2up (дата обращения: 10.10.2020).
  3. Daniels S. and Cosgrove D. Introduction: iconography and landscape. In The Iconography of Landscape, S.Daniels and D.Cosgrove (eds). 1988. 314 p.
  4. Ingold T. The temporality of the landscape // World archaeology. 1993. Vol. 25. № 2.  P. 152–174.
  5. Природный ландшафт [Электронный ресурс]. URL: https://ru-ecology.info/term/9426/ (дата обращения: 17.08.2020).
  6. Пейзажный стиль в ландшафтном дизайне: как воссоздать красоту природы [Электронный ресурс]. URL: https://m-strana.ru/articles/peyzazhnyy-stil-v-landshaftnom-dizayne/?utm_source=copy&utm_medium=direct&utm_campaign=copy_from_site (дата обращения: 17.08.2020).
  7. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 480 с.
  8. Terepyshchyi S. Educational Landscape as a Concept of Philosophy of Education         [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/324063565_Educational_Landscape_as_a_Concept_of_Philosophy_of_Education (дата обращения: 10.07.2020).
  9. Артеменко В.Б. Персональные учебные среды в дистанционном обучении [Электронный ресурс]. URL:    http://virt.lac.lviv.ua/file.php/1/naukovi_pratsi/Artem-paper/ArtemYCiM12.pd  (дата обращения: 10.07.2020).
  10.  Schank Roger C., Cleary С. Engines for education. Routledge, 1995. 248 p.
  11.  Maor D. Changing relationship: Who is the learner and who is the teacher in the online educational landscape? // Australasian Journal of Educational Technology.  2008. № 24(5).  P. 627–638.
  12.  Why is classroom design so important – and how can you make changes to yours? [Электронный ресурс]. URL: https://www.edu-quip.co.uk/blog/why-is-classroom-design-so-important (дата обращения: 10.10.2020).
  13.  Там же.
  14. Flexible learning environments [Электронный ресурс]. URL: https://www.cde.ca.gov/ls/fa/bp/documents/bestpracticeflex.pdf (дата обращения: 10.10.2020).
  15.  Clever classrooms : Summary report of  the HEAD project [Электронный ресурс]. URL: http://usir.salford.ac.uk/id/eprint/35221/1/120515%20Clever%20Classrooms.pdf  (дата обращения: 10.10.2020).
  16.  Why is classroom design so important – and how can you make changes to yours? [Электронный ресурс]. URL: https://www.edu-quip.co.uk/blog/why-is-classroom-design-so-important (дата обращения: 10.10.2020).
  17. Там же.
  18.  Marentette L. Characteristics of innovative learning spaces that you should know [Электронный ресурс]. URL:https://www.nuiteq.com/company/blog/characteristics-of-innovative-learning-spaces-that-you-should-know (дата обращения: 5.10.2020).
  19.  Мурашев А. Другая школа: откуда берутся нормальные люди [Электронный ресурс]. URL: https://mel.fm/otryvok/3427016-another_school (дата обращения: 5.10.2020).
  20. Заир-Бек Е.С. Проекты развития сетей образования в Германии и Франции [Электронный ресурс].  URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1883.htm (дата обращения: 5.10.2020).
  21.  Marentette L. Characteristics of innovative learning spaces that you should know [Электронный ресурс]. URL:https://www.nuiteq.com/company/blog/characteristics-of-innovative-learning-spaces-that-you-should-know (дата обращения: 5.10.2020).

Читать